На Петровском острове развернулась битва за «сети на счастье»

В конце июля 1800 года петербургскому военному губернатору графу фон Палену пришлось рассматривать конфликтное дело, которое, казалось бы, должны были решить чиновники рангом ниже. Однако участие в нем видных персон - действительного статского советника Николая Чихачева и богатого купца Михея Бабурина, заставило губернатора лично решать, кому же достанется «рыбное место» на Петровском острове. Документы об этом споре сохранились в Российском государственном историческом архиве.

На Петровском острове развернулась битва за «сети на счастье» | Фото: jarmoluk/Pixabay

Фото: jarmoluk/Pixabay

То, что в Неве двести лет назад было много рыбы, - факт известный. А вот о том, что за места, пригодные для рыбного промысла, между купцами шла нешуточная борьба, мы можем узнать из дела Чихачева и Бабурина. Они никак не могли поделить место для рыбной ловли на Петровском острове на берегу Малой Невки.

Острова вообще, и особенно Петровский и Крестовский (точнее, их берега), считались наиболее удобными местами для ловли рыбы. И Финский залив рядом, и песчаных отмелей много. Забивать сваи для закола разрешалось летом в районе нынешнего Большого Петровского моста, но, как гласило предписание управы, «от берега Петровского острова отступя 30 сажень, для свободного прохода судов». Вбитые сваи, на которые натягивались сети, при этом предписывалось на зиму снимать «для свободного прохода льда».

Закол на Малой Невке устраивали как со стороны Петровского, так и со стороны Крестовского острова, с той лишь разницей, что граф Разумовский, как законный владелец Крестовского острова, никаких денег в городскую казну не платил, в то время как арендаторы на Петровском острове отдавали городу изрядные суммы.

Западнее, в районе нынешнего яхт-клуба, располагались Петровские тони. Здесь ловили рыбу неводом, рыбачили на одном месте из года в год, тут же сооружали плот, на котором устраивали рыбачий домик, тут же сортировали добычу. На тонях ловили преимущественно лосося, но в великом множестве попадалась и «посторонка», то есть дешевая рыба: лещ, щука... От нее рыбаки избавлялись, продавая за копейки ведрами, а иногда за 20 - 30 копеек предлагали такое количество, которое покупатель мог унести в руках.

Вероятно, высокий ежегодный улов и заставил Чихачева и Бабурина претендовать на Петровские тони. В ходе разбирательства оказалось, что всему виной чиновничья ошибка: и тот и другой получили «билет» на одно и то же место рыбалки, только Чихачев в 1796 году, а Бабурин - в 1798-м. Граф фон Пален дал взбучку своим подчиненным за ротозейство и распорядился найти дополнительное место для ловли, что и было сделано.

Впрочем, для обоих коммерсантов рыболовство не являлось основным занятием. Михей Федорович Бабурин владел на Выборгской стороне уксусным заводом (вплоть до 1952 года улица Смолячкова именовалась по его фамилии - Бабуриным переулком), а Николай Матвеевич Чихачев был и вовсе знатного рода. Он служил в царствование Екатерины II в звании бригадира, был советником у директора Академии наук княгини Е. Р. Дашковой.

Содержание тони на Петровском острове арендатором обходилось недешево - 350 - 400 рублей в год. Для сопоставления: за 150 - 200 рублей у Вольного экономического общества на том же Петровском острове можно было на год снять двухэтажный дом из восьми комнат.

Возможно, это и объясняет, почему через несколько лет ни Чихачева, ни Бабурина среди арендаторов не значилось. Хотя уловы обычно покрывали все расходы арендаторов, этот бизнес требовал немалых хлопот. Надо было вовремя продать пойманную добычу, наладив связь с торговцами, да еще и сделать из рыбной ловли своеобразное шоу для привлечения публики.

В частности, любимой приманкой для петербуржцев стало забрасывать «сети на счастье». Желающий измерить полноту своего счастья платил 3 - 5 рублей рыбакам на тонях (сумма варьировалась в зависимости от сезона), те забрасывали сеть, и тогда весь улов, кроме особо деликатесной рыбы, отдавался заказчику. Если сеть была полная, то, во-первых, можно было хотя бы частично оправдать затраченные деньги, а во-вторых, счастья, согласно поверью, она приносила много...

Материал был опубликован в газете под №130 (6239) от 20.07.2018 под заголовком «Сети на счастье».

#наследие #история #рыбоводство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (6239) от 20.07.2018.


Комментарии