Сестрорецкий курьез

Понадобились мне как-то материалы по истории Сестрорецка. Первым делом взял в руки давнюю, но тем не менее дающую основные представления книжку Афанасия Ивановича Давиденко «Сестрорецк», вышедшую в 1962 году в серии «Города Ленинградской области». Благо стояла она рядом, в книжном шкафу.

Сестрорецкий курьез | Автор этой виньетки Константин Яковлевич Афанасьев был гравером, рисовал акварелью, занимался литографией, за свою жизнь выполнил 448 гравюр, в том числе на стали – он был пионером в России в этой области. Из фондов РНБ

Автор этой виньетки Константин Яковлевич Афанасьев был гравером, рисовал акварелью, занимался литографией, за свою жизнь выполнил 448 гравюр, в том числе на стали – он был пионером в России в этой области. Из фондов РНБ

Искомые сведения я нашел, однако каково же было мое изумление, когда на 23-й странице мне попалась репродукция рисунка неизвестного автора с видом изящной (кто видел – непременно согласится) Андреевской церкви в Киеве. В далекой перспективе Андреевского спуска в дымке виден Подол – киевское предместье низменной части долины Днепра. Однако подпись под рисунком вызывала недоумение и даже ироническую улыбку: «Сестрорецк в середине XIX века. Слева внизу – заводские строения, справа – собор Петра и Павла, построенный в 80-х годах XVIII века».

Явный издательский ляп запомнился, тем более что он получил продолжение. В одном из последующих изданий по истории Сестрорецка снова использовалась эта гравюра, но с существенной (критической!) оговоркой в подписи: «Церковь Петра и Павла в Сестрорецке по версии Давиденко». Далее мысль продолжалась: в Сестрорецке нет и никогда не было подобных холмов и оврагов, и значит, либо на гравюре изображена другая местность, либо художник немного пофантазировал. Кроме того, если Давиденко не обозначил происхождение оригинала, то последующие исследователи обнаружили источник – альманах «Памятник искусств и вспомогательных знаний» Фишера.

Мне оставалось лишь обратиться к альманаху Е. Фишера, издававшемуся в 1840 – 1843 годах. Действительно, во втором его томе обнаружилась литография того самого вида Андреевской церкви без какой-либо поясняющей подписи. Причем она опубликована перед статьей «Сестрорецк», что, вероятно, и ввело в свое время в заблуждение Афанасия Давиденко. В самом же альманахе есть статья «Древности Киева», иллюстрировать которую, очевидно, и должен был тот вид. Почему картинка оказалась не в соответствующей главе – оставим на совести издателя. В периодических изданиях XIX века вклейки по причине путаницы или невнимательности в типографии нередко попадали не на свое место...

Таким образом, причину удивительного курьеза удалось выяснить. Но как же выглядела подлинная сестрорецкая церковь Петра и Павла? Первая, деревянная, была срублена еще при Петре в 1722 году. На ее месте в 1781 году возвели каменную, повторявшую вытянутую форму деревянной, с одной главой над алтарем и колокольней над притвором. На высокую, крестообразную в плане, пятиглавую Андреевскую церковь в Киеве она была совсем не похожа. Что же касается рельефа, то какие бы неровности местности там ни были, они в сотни раз мельче днепровского склона...

Простояла церковь в Сестрорецке девяносто лет – до пожара в 1868 году, после которого построили новую. Но и ей не суждено было сохраниться до наших дней – в 1930-е годы храм разобрали.

«Исследовательский зуд» манил меня к дальнейшим поискам: кто же автор рисунка Андреевской церкви? В отчете Академии художеств за 1841 – 1842 годы (в них ее члены подавали списки своих годичных занятий) я нашел краткий доклад академика К. Я. Афанасьева о созданных им за этот период работах. В нем, в частности, значилась «виньетка Вид церкви Андрея Первозванного в Киеве... для г. Фишера» (виньетка – маленький рисунок в конце текста). Круг замкнулся.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5673) от 01.04.2016.


Комментарии