Семья фортификатора

В этом доме прошли детские годы человека, который почти двадцать лет, с 1898-го по 1917 год определял репертуар, творческую и художественную среду ведущих столичных театров. Речь идет о директоре императорских театров Владимире Аркадьевиче Теляковском. Являясь фактически министром культуры того времени, он пригласил на императорскую сцену и поддерживал Коровина и Головина, Шаляпина и Мейерхольда...

Семья фортификатора |  Дом, где жили Теляковские, до сих пор сохранил пышные интерьеры тех времен.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Дом, где жили Теляковские, до сих пор сохранил пышные интерьеры тех времен.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Когда хотят больше узнать о человеке, обычно спрашивают: «Из какой он семьи?». Владимир Теляковский происходил из ярославских дворян. Его дед, Захар Николаевич, участвовал в Отечественной войне 1812 года, а отец, Аркадий Захарович, был автором первого русского учебника по фортификации (он был принят и в европейских военных школах). Многочисленные ученики назвали А. З. Теляковского «дедушкой русской фортификации».

Женой Аркадия Захаровича была Юлия Васильевна Каншина. Особняк в Кузнечном был построен в 1860 году архитектором Ф. М. Барчем по заказу ее отца – богатого рязанского купца, получившего дворянство, Василия Семеновича Каншина. Надо сказать, что Каншиным принадлежали три стоящих рядом дома по четной стороне Кузнечного переулка. В доме # 2 жил сам В. С. Каншин с женой Марией Николаевной, дом # 4 принадлежал его сыну Андрею Васильевичу.

Выстроив в 1860 году дом # 6 в Кузнечном переулке, В. С. Каншин предоставил его своей дочери Юлии. 5 октября 1863 года в новом доме отмечали 25-летие ее свадьбы. Здесь же при огромном стечении родственников праздновали и золотую свадьбу четы Теляковских. У супругов были семь детей, и трехэтажное здание с изящной лестницей, богато украшенное снаружи и внутри лепниной, не пустовало.

Старший сын Теляковских Еспер тридцать лет служил на таможне в Ростове, Таганроге, Риге, Радоме. Генерал-лейтенант Леонид Теляковский был начальником Варшавского округа пограничной стражи. Сестра Антонина в юности брала уроки вокала у певца Ф. П. Комиссаржевского. Вера Теляковская, в замужестве Ларионова, брала уроки у П. И. Чайковского, Лидия Теляковская была ученицей и другом профессора Петербургской консерватории С. А. Малоземовой.

В 1860 году у Теляковских родился младший и последний сын – Владимир. Именно он и стал впоследствии театральным деятелем. Разница со старшими братьями составляла почти двадцать лет, и вся семья его очень баловала. Принципы воспитания в семье были таковы: с шести лет обязательно обучение музыке, хоровому пению, рисованию, а языки (французский, немецкий и английский) изучались с малых лет. Хоровое пение детям преподавал педагог Консерватории А. И. Рубец. Практические занятия проходили в домовой церкви бабушки, которая в 1868 году была организована в доме # 2 по Кузнечному переулку. На службах там пел хор, составленный из родственников и детей многочисленной родни.

В родительском доме в Кузнечном переулке юный Володя Теляковский познакомился с П. И. Чайковским. «...Дома у нас его очень любили, и когда сестра моя вышла замуж, он продолжал ее посещать и приходил обедать и играть в четыре руки», – вспоминал впоследствии Владимир Теляковский.

Частыми гостями семейства Теляковских, кроме военной элиты, учеников и друзей отца, были профессора петербургской Консерватории, артисты и писатели. Здесь часто проводились музыкальные и литературные вечера, где выступали не только дети, но и ведущие музыканты того времени, друзья дома.

Почти напротив, в доме на углу Кузнечного переулка и Ямской улицы (ныне ул. Достоевского) жил Ф. М. Достоевский. Владимир Теляковский в своей неизданной биографии вспоминал: «Его угловой балкон во втором этаже был почти против нашего балкона, и я часто видел его на этом балконе, когда он больной сидел весной в кресле с закутанными пледом ногами»...

В своей собственной семье Владимир Аркадьевич повторил основы родительского воспитания. Его дети – двое сыновей и дочь – прекрасно рисовали и играли на пианино, свободно говорили на трех языках.

Старший сын Вячеслав не достиг особенных высот, но именно он и его жена сохранили, в том числе и в годы блокады, бесценные дневники и архив В. А. Теляковского, который сейчас находится в Москве в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и постоянно востребован исследователями и историками театра.

Сын Всеволод, ученик К. А. Коровина и А. Я. Головина, воспитывался в Художественной академии в Париже. Он стал театральным художником, специалистом по истории костюма. Дочь Ирина с отличием закончила Петришуле и после окончания Ленинградского сельхозинститута успешно работала во Всесоюзном институте растениеводства, была соратницей академиков Н. И. Вавилова и Н. А. Максимова.

В середине 1930-х годов Всеволод и Ирина попали в «кировский поток» и были высланы со своими семьями из Ленинграда в Казахстан. Но удар судьбы не сломил их духа. Всеволод Теляковский четверть века работал в театрах Казахстана, оформил около 60 спектаклей. Создал цикл картин по мотивам казахского эпоса, за что в 1956 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. Профессор доктор биологических наук Ирина Красовская (урожденная Теляковская) также смогла вернуться в науку – сначала в Горьком, затем в Саратове, где в местном университете возглавляла кафедру физиологии растений.

В конце жизни Всеволод Теляковский и Ирина Красовская смогли вернуться на берега Невы. Могила Всеволода Владимировича – рядом с родителями и братом на Серафимовском кладбище. Ирина ладимировна похоронена на кладбище в поселке Сиверский. Потомков у них не осталось...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5473) от 05.06.2015.


Комментарии