Секретный инженер: созданное им вооружение защищало Отечество в пяти войнах

В форту «Красная Горка» стоят две артиллерийские установки, поражающие своими размерами. Это так называемые железнодорожные транспортеры ТМ-3-12 и ТМ-1-180, построенные в 1930‑х годах на Ленинградском Металлическом заводе. Они являлись важной составляющей обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Инициатором и автором первых проектов таких установок был инженер Александр Григорьевич Дукельский, в свое время, разумеется, основательно засекреченный и известный ныне лишь узкому кругу специалистов.

Секретный инженер: созданное им вооружение защищало Отечество в пяти войнах | Александр Дукельский, 1910 г. В то время — начальник артиллерийского конструкторского бюро Металлического завода./ФОТО из архива автора

Александр Дукельский, 1910 г. В то время — начальник артиллерийского конструкторского бюро Металлического завода./ФОТО из архива автора

Свой трудовой путь изобретатель начал в Петербурге в 1896 году в артиллерийском конструкторском бюро Металлического завода, которым в то время руководил опытный инженер Н. Д. Лесенко. Одной из первых работ Дукельского на заводе было участие в разработке ра­бочих чертежей 10‑дюймовых башенных установок для броненосцев «Пересвет» и «Ослябя».

Затем он получил более ответственное задание — самостоятельное проекти­рование отдельных узлов артиллерийских установок для новых боевых кораблей (позже им предстоит участвовать в Цусимском сражении). Уже в этих работах проявился недюжинный инженерный талант Дукельского. Когда в 1904 году Лесенко стал директором Металлического завода, именно Александр Григорьевич занял его место.

Несомненная заслуга Дукельского — появление в России железнодорожной артиллерии. В конце 1916 года Морское ведомство заказало Петроградскому Ме­таллическому заводу два железнодорожных транс­портера с 10‑дюймовыми орудиями. Это был первый опыт проектирования подобных систем в России, и созданные Дукельским транспортеры были успешно испытаны летом 1917 года и отправле­ны на фронт.

В начале 1920‑х годов ситуация в стране была крайне тяжелой: военного флота практи­чески не существовало, требовался капитальный ремонт всего ар­тиллерийского ­вооружения. Артиллерийское бюро Металлического завода под руководством Дукельского работало с полной нагруз­кой. Сложнее всего было найти применение орудиям, изготовленным для боевых кораб­лей, которые так и не были построены из‑за войны и револю­ции.

Именно Дукельский предложил установить их на железнодорожных транспортерах — в частности, 356‑миллиметровые пушки, предназначавшиеся для линейных крейсеров типа «Измаил». В письмах в различные инстанции Александр Григорьевич на­стойчиво доказывал реальность осуществления такого проекта. Но лишь в 1929 году его усилия увен­чались успехом.

Тог­да же на Ленинградском Металлическом заводе было организовано Отдельное конструк­торское технологическое бюро, и Дукельского назначили его начальником. За первые два года инженеры и рабочие завода под руководством Дукельского и под неусыпным надзо­ром ОГПУ создали уникальную артиллерийскую ус­тановку — артиллерийский транспортер ­ТМ-1-14. За это Дукельский был награ­жден орденом Ленина.

Оставшиеся до Великой Отечественной войны годы он, оставаясь начальником бюро, продолжал заниматься транспортерами. Они предназначались для береговой обороны, то есть для борьбы с атакующим неприятельским флотом, но основные задачи этой артиллерии пришлось решать на сухопутных фронтах. Важнейшей особенностью железнодорожной артиллерии была ее подвижность. Транспортеры скрытно выходили на позицию, наносили мощный артиллерийский удар по врагу и ­быстро уходили с позиции — ответный огонь приходился уже на пустое место.

С началом войны бюро было эва­куировано в Казань. Сразу после окончания войны Дукельский вернулся в Ленинград. Ему было уже 72 года, но он сохранил остроту ума и ясность памяти, продолжая читать лекции в Военно-морской академии и Военно-механическом институте и одновременно являясь штат­ным консультантом Морского артиллерийского ЦКБ. В характеристике Дукельского, датированной 1946 годом, отмечалась его «чрезвычай­ная требовательность к подчиненным», в то же время указывалось, что он всегда был готов делиться с ними своим огромным опытом.

Результатом 49 лет напряженной и успешной работы стала ученая степень доктора техниче­ских наук без защиты диссертации, а также звание профессора в Артиллерийской акаде­мии имени Ф. Э. Дзержинского. В начале 1946 года Александр Григорьевич был удостоен Сталинской премии «за разработку конструкций новых образцов морского артиллерийского вооружения», а в 1947‑м — ордена Трудо­вого Красного Знамени. 14 ноября 1948 года его не стало…

Более полувека Александр Григорьевич проектиро­вал и строил корабельные и береговые артиллерий­ские системы. Созданные им установки участвова­ли в пяти войнах — Русско-японской, Первой мировой, Гражданской, Советско-финляндской, Великой Отечественной.

Читайте также: 

Петербуржцы отметили 84‑ю годовщину прихода в Архангельск транспортных кораблей в составе полярного конвоя «Дервиш»

Одна неделя сорок пятого. Какие события были отмечены в «Ленинградской правде» 1-7 сентября


#война #оружие #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7986) от 05.09.2025 под заголовком «Секретный инженер».


Комментарии