Секретное «переоблачение»

Ликвидация «варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел» (так значилось в постановлении Наркомюста РСФСР от 25 августа 1920 года), в годы Гражданской войны и после нее превратилась в России в массовую кампанию. Однако вскрыть раку с мощами Александра Невского в Александро-Невской лавре долгое время не удавалось из-за активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и верующих. Тем не менее раку вскрыли в мае 1922 года, причем публично. Мало кому было ведомо, что незадолго до этих событий, в 1917 году, содержимое раки уже обследовали, но совершенно секретно.

 Секретное «переоблачение» | Фото: ru.wikipedia.org

Фото: ru.wikipedia.org

Тогда, в начале лета 1917 года, Петроград оказался под угрозой из-за возможности немецкого наступления, и в Синоде был поднят вопрос о вывозе мощей св. Александра Невского из города. Епископ Серафим (Лукьянов) внес предложение о предварительном вскрытии раки и освидетельствовании мощей князя. Предложение было принято, 12 июня состоялся предварительный осмотр раки, а 26 июня в соответствии с секретным словесным определением Синода – вскрытие саркофага и осмотр самих мощей.

По поручению Синода его проводили в обстановке строгой секретности архиепископ Вениамин (Казанский), епископы Серафим (Лукьянов) и Прокопий (Титов), пригласившие себе в помощь архимандрита Авраамия (Чурилина) и слесаря из мирян. Под крышкой раки они обнаружили открытый кипарисовый гроб с восковой головой и «чучелом» князя, изготовленным из ваты, зашитой в шелковые мешки. В нем были помещены подлинные мощи – часть черепа, кости рук и ног и два ребра. На бумаге, лежащей в мешочке с мелкими костями, указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения», когда сгорели все имевшиеся в храме иконы.

Известно, что обретенные в 1380 году нетленные мощи князя дважды пострадали от пожара. В первый раз – в 1491 году во Владимире, во второй – в 1723 году во время перенесения по указу Петра I в Петербург. Тогда их оставили по пути зимовать в Шлиссельбурге в специальном павильоне, а тот в это время сгорел. Член лаврской ревизионной комиссии 1917 года С. П. Каблуков в своем дневнике, опубликованном впоследствии в «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях», записал, что, по его мнению, набивную фигуру делали «с ведома и разрешения Петра I, знавшего и скрывавшего правду, хотя возможно, что повреждение мощей от пожара заставило других лиц прибегнуть к обману, и Петр I также был обманут ими».

Узнав о результатах осмотра, Синод 27 июня 1917 года постановил произвести «переоблачение мощей», то есть отделить подлинные мощи от инородных предметов, поручив это синодальным членам – владыкам Сергию и Платону. 24 июля все посторонние предметы из раки удалили, части мощей собрали вместе и положили в кипарисовый ящик, а восковую голову князя растопили. О проведении 24 июля осмотра мощей и помещении их в «новоустроенный» ящик был составлен сохранившийся официальный акт.

Дневник С. П. Каблукова и архивные документы не оставляют сомнения в том, что после осмотра 1917 года в раке остались подлинные мощи, которые были изъяты из лавры в 1922 году по указанию советских властей и вновь возвращены в Свято-Троицкий собор в 1989 году из Музея истории религии и атеизма.

Одна из причин помещения мощей в новый ящичек заключалась в удобстве их транспортировки при возможной эвакуации лавры. Так, вскоре после взятия германскими войсками Риги Синод 23 августа издал указ о подготовке вывоза лаврской ризницы и размещения ее в Екатеринбургском Архиерейском доме, при этом невоеннообязанных монахов планировалось эвакуировать в Верхотурский и Далматовский монастыри Екатеринбургской епархии. Позднее, в октябре 1917 года, 56 принявшим постриг насельникам даже выдали «бессрочные паспортные книги» ввиду «предстоящей эвакуации Петрограда». К счастью, намеченная эвакуация так и не состоялась.

А в ноябре 1917 года рака с мощами все-таки ненадолго покинула лавру, но для очень важной миссии. Святейший Синод 11 ноября удовлетворил ходатайство митрополита Вениамина о разрешении в конце месяца, согласно просьбе православного населения Петрограда, пронести раку с мощами св. Александра Невского из Свято-Троицкого собора и совершить торжественный крестный ход по городу для служения литургий, всенощных бдений в различных храмах и молебствий на площадях «о прекращении нестроений и бедствий в нашем Отечестве и о даровании державе Российской победы и одоления над врагами».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (5434) от 08.04.2015.


Комментарии