Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения архитектора Евгения Полторацкого

«В архитектуре нет скучной и неинтересной работы, а есть только скучный и нетворческий подход к делу, который не принесет успеха», — эти слова архитектора Евгения Михайловича Полторацкого можно с полным правом считать его авторским кредо. Он всегда находил тактичные и деликатные слова и доводы, убеждая всех в том, что наш город надо делать ярче, комфортнее и красивее.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения архитектора Евгения Полторацкого | Архитектор Евгений Полторацкий: рабочий момент. Автор фото В. Штейн. Из журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», 1969 год, № 12./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Архитектор Евгений Полторацкий: рабочий момент. Автор фото В. Штейн. Из журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», 1969 год, № 12./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Полторацкому выпала удивительная судьба: по ней можно изучать перипетии истории ХХ века. Он родился в Ленинграде в семье актера. В июне 1941 года оказался в Донбассе. Когда его оккупировали фашистские войска, 15‑летний подросток вынужден был скитаться, однако в Одессе он все же попал в облаву и был отправлен в концлагерь. Находился в заточении — сначала под Веной, потом под Марселем, откуда вместе с товарищами совершил побег в 1944 году и вступил в ряды французского Сопротивления. День Победы встретил под Парижем.

В 1948 году он поступил на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. Окончив его в 1954 году, получил направление в институт «Ленпроект» и начал работу под руководством Александра Жука, проектируя квартал № 5 в Автове.

По его проекту было сформировано окружение станции метро «Кировский завод»: в 1966 году выстроены три девятиэтажных дома по улице Маршала Говорова с магазинами в первом этаже (детям советского времени особенно помнился магазин игрушек «Золотой ключик» в одном из них). Полторацкий впоследствии рассказывал, что за применение в этих зданиях дорогостоящего дуба в парадных дверях и гранитных плит в цоколе на него хотели наложить штраф «за излишества». Однако ему удалось убедить госстройнадзор, что это более долговечные материалы и их использование позволит сэкономить при эксплуатации.

Следующей работой Полторацкого было расширение в 1968 году Дома культуры имени Ивана Газа. В нем смонтировано несколько мозаик по рисункам архитектора. Созданные из осколков облицовочных плиток и цветного стекла, они изображают то рыбу со смешными глазами, то кружку с напитком.

В 1968 году Полторацкий возглавил мастерскую № 7 в институте «Ленпроект», которая занималась застройкой юго-запада — Кировского и Красносельского районов. Он не только спроектировал всю планировку, в основу которой заложил идеи пешеходных улиц, связывающих кварталы в единый организм, но и осуществлял авторский надзор.

В оформление фасадов он активно вводил цвет. Имея в распоряжении серию панельных домов с плоскими фасадами (1ЛГ-600А, или «корабли»), он создавал для них двуцветное колористическое решение с определенным рисунком («скобки», «волна», «горы») на высоту всего здания. Недаром горожане прозвали эти районы, особенно западнее проспекта Маршала Жукова, «радужными». Кроме того, Полторацкий активно использовал террасный ландшафт местности, в частности, в проекте здания администрации Красносельского района.

Интересным решением стал спроектированный им квартал «кораблей» вдоль улицы Пионерстроя с «домом-змеей». Архитектор продемонстрировал не только то, как можно изгибать панельные дома во всех направлениях, но и какие интересные цветовые решения можно получить при раскраске их и соседних 15‑этажных «точек». Этот квартал вошел не только в путеводители и альбомы по Ленинграду, но и в учебники по колористике и композиции жилых кварталов.

Застройка Ленинского проспекта в Кировском районе, жилые дома в Кронштадте на Петровской улице, 8, и Карла Либкнехта, 17, здание на проспекте Энгельса, предназначавшееся для райкома КПСС и райисполкома Выборгского района (ныне в нем размещается отделение Пенсионного фонда по Петербургу и Ленинградской области), — таков лишь краткий список работ Полторацкого. В общей сложности по его проектам в Ленинграде было выстроено не менее чем сто зданий самого разного профиля.

А какое богатое графическое художественное наследие он оставил! Коллекция его рисунков всех районов города (и, конечно же, больше всего юго-запада), хранящаяся в Музее истории Петербурга, насчитывает десятки работ, выполненных в самой разной технике…

Кроме всего прочего Евгений Полторацкий был председателем комиссии Союза архитекторов по городской эстетике и благо­устройству. В сферу работы этой комиссии, тесно сотрудничавшей с главным художником Ленинграда, входили все мелочи, из которых состоит уютная городская среда, — детские площадки, беседки, кафе, фонари. Евгений Михайлович добивался того, чтобы на них выделяли ассигнования, а подход к их проектированию осуществляли в индивидуальном порядке.

Он неоднократно выступал с предложениями о том, чтобы насыщать реки и каналы нашего города катерами и лодками, делать в первых этажах магазины, кафе и клубы, убирать глухие заборы, заменяя их художественными оградами… Многие идеи впоследствии были подхвачены другими авторами.

На Стрелке Васильевского острова Полторацкий предлагал устроить небольшой причал для научно-исследовательских парусных судов. Идея весьма дискуссионная, но она в очередной раз показывала его стремление «очеловечить» городскую среду. Он считал, что важнее формировать именно ее, а не ограничиваться «фасадным решением», и призывал не увлекаться музе­ефикацией центра города, а уделять больше внимания новостройкам на окраинах.

В 1984 году Евгений Полторацкий был удостоен звания «Заслуженный архитектор РСФСР». Мастера не стало в 2006 году, память о нем хранят сотрудники мастерских института «ЛенНИИпроект», а его работы по‑прежнему могут служить наглядным пособием по формированию колористического решения новых районов.

Читайте также:

Император под охраной: как берегли в городе на Неве «Медный всадник»

Реконструкция для Репина: как в Александровском лицее инсценировали экзамен


#архитектор #история #Евгений Полторацкий

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (8021) от 24.10.2025 под заголовком «Мастер цвета».


Комментарии