Самая удачная версия. В чем было отличие второй волны строительства жилых домов массовых серий от первой?
Чуть больше шестидесяти лет назад в нашем городе началась вторая волна строительства жилых домов массовых серий. О первой волне, которая произошла в 1958 году, мы уже писали (см. «Первые «хрущевки» Ленинграда» от 8 ноября 2019 г.). В чем же было отличие второй? Ответ на этот вопрос может дать дом, сданный в эксплуатацию в июле 1963 года. О нем рассказ ниже.
С 1964 года было развернуто массовое производство домов этой серии, и за десять лет в Ленинграде их возвели четыре сотни./ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Это дом новой, усовершенствованной на тот момент (тогда использовали слово «экспериментальной») серии 1ЛГ-502, строительство которой было поручено домостроительному комбинату № 2 (Обуховскому). Аббревиатура расшифровывалась следующим образом: 1 — жилое здание, ЛГ — ленинградская городская, 5 — пять этажей, 02‑спроектирована под условия ДСК № 2.
Зачем вообще потребовались новые проекты пятиэтажек? Причин несколько. Первая — стремление «унифицировать» производство. К 1962 году в Ленинграде действовали шесть ДСК, и каждый из них, по сути, выпускал свою серию домов, конструктивно отличавшуюся от другой. Да, внешне «хрущевки» походили друг на друга, но все они имели разные «начинки». Это не позволяло использовать в одном доме детали разных предприятий.
Вторая причина — планировки «хрущевок» разных типов, наоборот, были очень схожи между собой. Это не давало возможности строить квартиры для разных семей, особенно не хватало очень востребованных квартир для малосемейных.
Помимо этого у каждой серии домов появились свои «болячки»: где‑то протечки, а где‑то повышенный расход тепла. Кроме того, даже в Ленгорисполкоме понимали, что первые малометражные квартиры являются чересчур уж «микроскопическими», а потребность в бытовом комфорте растет быстрее возможностей строительной индустрии.
В 1962 году Совет министров СССР принял решение о реконструкции Обуховского ДСК и превращении его в опытно-показательное производство. Этот комбинат выпускал к тому моменту одну из самых неудачных серий («ОД», см. публикацию «Без иронии» от 9 января 2023 г.) и находился в центре предполагаемых к массовой застройке массивов — Купчина, Обухова, Веселого Поселка.
Переоборудование завода для новой серии домов (1ЛГ-502) включало и строительство специального цеха для производства нового стенового материала — керамзитобетона. Керамзит — один из лучших наполнителей бетона, он придает ему пористость, что позволяет ему быть более теплоэффективным, чем кирпич, железобетон, шлакобетон, и одновременно более легким, чем все они.
Новую серию спроектировали в мастерской № 5 института «Ленпроект» архитекторы Давид Гольдгор, Анатолий Шприц, Анри Аланнэ и Константин Емельянов. Впервые были использованы широкие панели — длиной не на одну, а сразу на две комнаты. Это уменьшило количество вертикальных стыков.
В первом доме серии было всего три подъезда и 45 квартир (по три квартиры на площадке, что уже чуть комфортнее, чем во многих «хрущевках»). Серия имела в своем составе широкий набор одно-, двух-, трех- и четырехкомнатных квартир, каждая из которых — с балконом и кладовой. Санузлы стали только раздельными, кухни чуть увеличились: меньше семи квадратных метров уже не было. Стали больше и прихожие, исчезли проходные комнаты. Площадь двухкомнатной квартиры составляла 30 – 35 кв. метров — она еще малогабаритная, но уже просторнее, чем в предыдущих сериях.
Впервые в Ленинграде в этом доме широко использовали пластики, в том числе пластмассовые раковины в санузлах. В шести квартирах экспериментально установили пластмассовые ванны. При ограждении балконов также применили волнистый стеклопластик синего цвета. Перила лестниц — также пластмассовые. К сожалению, уровень развития пластмасс на то время был еще не на высоте, поэтому данные элементы быстро изнашивались.
Эту усовершенствованную серию пятиэтажек неоднократно представляли на многих выставках. В 1964 году на ВДНХ в Москве институт «Ленпроект» был удостоен за нее диплома I степени, а Давида Гольдгора и Анатолия Шприца наградили золотыми медалями и денежной премией в 200 рублей.
С 1964 года было развернуто массовое производство домов этой серии, и за десять лет в Ленинграде их возвели четыре сотни. Серия была признана настолько успешной, что ее хотели «распространить» на все домостроительные комбинаты. Однако реконструкция некоторых из них обошлась бы слишком дорого, поэтому серию освоили только на двух комбинатах — на родном ДСК-2 в Обухове и ДСК-1 в Полюстрове.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7541) от 10.11.2023 под заголовком «Самая удачная версия».
Комментарии