Сам себе лейб-медик

Деревянная скульптура Петра I - один из самых «возрастных» экспонатов Военно-медицинского музея. Датирована она концом XVIII века. Все в ней символично: царь-реформатор опирается не только на ствол пушки (иными словами, военную мощь России), но и на фолианты, то есть на знание и силу.

Сам себе лейб-медик | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эта скульптура появилась в стенах музея не просто так. Царь Петр питал к медицине особую страсть. Если требовалось - перевязывал раны, вырывал зубы и пускал кровь. Умел даже делать простейшие операции. Причем основные приемы медиков того времени он освоил уже к восемнадцати годам благодаря жившим в Москве иностранным докторам. У врача-хирурга Ивана Термонта прошел краткий курс «отворения крови» и лечения пиявками, у Петера Пиля - начала фармакологии...

- При Петре I в России была впервые организована медицинская служба, обеспечившая армию и флот, открываются госпитали, - рассказал замдиректора Военно-медицинского музея Дмитрий Журавлев. - Всего при жизни Петра было открыто десять госпиталей и более пятисот лазаретов. Появление первых медицинских коллекций и музеев в России также связано с именем Петра.

В те же времена появилось и такое придворное звание, как «лейб-медик». Они упоминаются в петровской Табели о рангах 1722 года - впервые в русских официальных документах. Там значились «первый лейб-медикус», то есть личный врач императора, и «второй лейб-медикус» (врач императрицы).

Русская медицина при Петре оказалась настолько успешной, что во времена последующих царствований уже европейские врачи нередко приезжали к российским коллегам за опытом. Особенно это касалось практических вопросов, поскольку медицинское образование в Западной Европе имело явно выраженный крен в теорию. Петр же как раз развивал практическое обучение, когда преподаватели показывали своим ученикам все премудрости профессии на пациентах...

Не только медицина в России получила свое развитие при Петре, но и скульптура. Вообще она на Руси вела свою историю со времен язычества. Но, когда господствующей религией стало православие, скульптура попала под запрет. Боялись идолопоклонства... В то же время в католических странах скульптуры были непременным атрибутом церквей. Ситуация изменилась в XVII веке, когда в Россию все-таки стало проникать влияние западных мастеров. Патриарх Никон даже выписал из-за рубежа альбомы образцов резьбы и пригласил иностранных резчиков по дереву.

Бум скульптуры в России, как известно, начался с петровских времен. Французский архитектор Леблон, которого Петр пригласил в Россию в 1716 году, учредил в Петербурге школу лепки и художественной резьбы по дубу. В это время ценные породы деревьев (дуб, клен, ясень, вяз, липа) по специальному указу взяли на учет...

Что же касается происхождения деревянной скульптуры Петра, украшающей Военно-медицинский музей, то оно по сей день остается загадкой. Но известно точно, что ее передал сюда 14 июля 1951 года известный хирург и онколог Павел Иванович Страдынь - в преддверии открытия первой экспозиции (произошло это в сентябре того же года). Он был академиком Академии наук Латвийской ССР, профессором Латвийского университета и Рижского медицинского института. Считался основоположником клинической онкологии в Латвии, был основателем Музея истории медицины в республике.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5851) от 14.12.2016.


Комментарии