Садовник c видом на жительство

В начале ХХ века на площадке перед главным зданием Императорского Лесного института появился цветник в виде государственного символа России – двуглавого орла. Уникальное произведение садового искусства, посмотреть которое приезжали со всего Петербурга, было творением рук главного садовника института, ботаника, дендролога Эгберта Людвиговича Вольфа...

Садовник c видом на жительство | Эгберт Людвигович Вольф (второй справа в верхнем ряду) с домочадцами. <br>Фото начала ХХ века. Публикуется впервые. Из архива Т. П. Акимовой

Эгберт Людвигович Вольф (второй справа в верхнем ряду) с домочадцами.
Фото начала ХХ века. Публикуется впервые. Из архива Т. П. Акимовой

Немец по происхождению, в 1879 году он окончил школу садоводства при Берлинском ботаническом саду. Учился в Помологическом институте в Проскау, но из-за тяжелого материального положения его не окончил, продолжив самообразование и перебиваясь случайными заработками. В 1882 году Вольф приехал в Россию по приглашению Э. Л. Регеля, директора Императорского Ботанического сада, где и стал работать садовником. В 1884 году он перешел на службу в Ботанический сад Военно-медицинской академии, а спустя два года стал главным садовником Лесного института.

За последующие 45 лет Эгберт Вольф испытал в его Дендрологическом саду около пяти тысяч видов и форм древесных растений. Создал научную коллекцию этого сада, которая была признана одной из лучших в Европе и включала 2200 видов деревьев и кустарников, в том числе экзотов (растений из других ареалов произрастания).

Однако если научная биография Вольфа более-менее известна, то подробности его личной жизни оставались вне интереса исследователей. А там немало любопытных деталей.

Женой ученого была уроженка Рязани Матрена Ивановна Крухмалова. Для нее это был уже второй брак: первым ее мужем был революционер-народник, сосланный в Сибирь. С Вольфом Матрена Ивановна познакомилась, когда поступила к нему в услужение кухаркой. После женитьбы Вольф усыновил дочь своей супруги Елизавету, дав ей свою фамилию.

В конце XIX века Вольф получил российское подданство и звание потомственного почетного гражданина. Первую мировую войну, революцию и Гражданскую войну он пережил в России, но затем, видя развал науки, увольнение и эмиграцию старых научных и педагогических кадров, ломку старой системы образования, серьезную нехватку средств на содержание института и дендрологического сада, решил покинуть Россию. 5 июля 1922 года он вместе с семьей отправился в командировку на съезд дендрологов в Германию и остался там, отказавшись от гражданства СССР. Так Вольф и его семья стали гражданами Германии.

Однако Эгберт Людвигович довольно быстро убедился в том, что в Германии, из которой он уехал сорок лет назад, он никому не нужен. И 26 октября того же 1922 года Вольф возвращается в Петроград, получает вид на жительство и на этом основании продолжает работать в институте, но уже как иностранный гражданин. В домовых книгах того времени можно найти сведения о регистрации жены и дочери Вольфа, где в графе национальность указано «немка». Хотя какой немкой могла быть Матрена Ивановна?!.

Кстати, любопытно, что 16 ноября 1929 года на торжественном заседании по случаю 125-летия Лесного института Вольф восторженно отзывался о рабочем строе и заявил: «Пока во мне есть силы, я их все отдам Советскому Союзу и пролетарскому студенчеству». На том же заседании Дендрологическому саду Лесного института было присвоено имя Вольфа, то есть это произошло еще при его жизни.

Спустя три года, 8 сентября 1931 года, Эгберт Людвигович скончался и был похоронен в парке Лесотехнической академии – могила его сохранилась по сей день. Такой почет полагался в очень редких случаях – в силу особых заслуг перед этим учебным заведением. Кроме Вольфа в парке были похоронены в 1924 году фенолог и профессор Дмитрий Кайгородов, а в 1950-м – лесовод профессор Михаил Ткаченко...

Любопытна судьба приемной дочери Эгберта Вольфа – Елизаветы (Александровны по родному отцу). Еще в 1929 году она вышла замуж за однофамильца своего отчима – доцента Лесотехнической академии Эдуарда Францевича Вольфа. Сведений о нем сохранилось немного. Известно, что родом он был из Тукумского уезда Курляндской губернии (современная Латвия).

После смерти Э. Л. Вольфа члены его семьи продолжали жить в Ленинграде в профессорских домах Лесотехнической академии, но по-прежнему считались гражданами Германии. Вдова ученого умерла 6 февраля 1937 года. Место ее погребения пока установить не удалось. На следующий год, в июне 1938 года, ее дочь Елизавета Вольф уехала на родной хутор мужа в «буржуазную» Латвию. По всей видимости, в СССР ей отказали в продлении вида на жительство, а немецкий паспорт позволил беспрепятственно выехать из советской страны. Но уже через два года, в 1940-м, Латвия становится частью Советского Союза, и Елизавета Александровна вернулась в Ленинград к мужу.

Войну он не пережил – погиб во время эвакуации из блокадного Ленинграда. Елизавета Александровна осталась одна и до самой смерти в 1955 году жила в одном из профессорских корпусов вместе с семьей доцента Лесотехнической академии Петра Александровича Акимова – любимого ученика Э. Л. Вольфа. Именно в этой семье сегодня сохранились реликвии, связанные с именем Эгберта Людвиговича Вольфа...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5599) от 04.12.2015.


Комментарии