С получки - в Лучки, с аванса - в Сланцы

- Многим мой труд покажется необычным, - сказал, представляя свою книгу «Прошлое и настоящее Сланцевского района как часть истории Принаровья и России», историк Вадим Аристов. - Дело в том, что это не краеведение в привычном смысле. Я регионовед, поэтому рассматриваю историю края в неразрывной связи с тем, что происходило на территориях Псковской, Новгородской, Гдовской земель, Прибалтики, в частности ближайшей Нарвы.

 С получки - в Лучки, с аванса - в Сланцы | Так выглядела в 1950-х годах улица Маяковского в Лучках, которые можно считать памятником советского градостроительства середины ХХ века.<br> Из коллекции Сланцевской центральной городской библиотеки

Так выглядела в 1950-х годах улица Маяковского в Лучках, которые можно считать памятником советского градостроительства середины ХХ века.
Из коллекции Сланцевской центральной городской библиотеки

Удивительно, но последняя книга по истории города Сланцы и Сланцевского района увидела свет 28 лет назад, в 1988 году, в совершенно иных социальных, политических, общественных условиях. Освещение многих тем тогда было просто невозможным. А сегодня, отмечает Аристов, о многих вещах он пытается говорить непредвзято.

К примеру, о том, что исконным населением этих земель были финно-угорские племена, и об этом по сей день напоминает топонимика. Вблизи границ Сланцевского района, на территории Псковской области и Эстонии, остались наименования, связанные с племенем ямь (или емь), которое сегодня является составной частью финского народа. Древние названия города Кингисеппа - Ям, Ямгород, Ямбург происходят именно от названия племени ямь.

С XIII века территория региона стала ареной борьбы с рыцарями-крестоносцами.

- В своей книге я отхожу от довлеющего до сих пор представления о немецких рыцарях как исключительно о головорезах, - говорит Аристов. - На мой взгляд, это идейное и эмоциональное наследие Великой Отечественной войны, и его нельзя переносить в далекое прошлое. Крестоносцы, основу которых составляли рыцари-монахи, стремились обратить местных язычников в христианство, «перевоспитать» тогдашних жителей Прибалтики и Принаровья. Ведь эсты-язычники совершали разорительные и опустошительные набеги, а пираты-эсты были грозой Балтики. Да, крестоносцы действовали мечом и огнем, но ведь и при князе Владимире славян-язычников нередко крестили силой...

С утверждением датчан, а затем немцев на западном берегу Наровы по этой реке прошла граница между германским и русским мирами, фактически - между западной и восточной цивилизацией. Нынешний Сланцевский район оказался на самом краю русского мира. Важнейшие вехи истории края - Ливонская и Северная войны. Старожилы утверждают, что еще лет сорок назад видели остатки дороги, проложенной в начале XVIII века полководцем Шереметевым по местным лесам и болотам и прозванной в народе Шереметевской.

Как подчеркивает Аристов, территория нынешнего Сланцевского района долгое время была сельской, поэтому здесь не происходило важных экономических, культурных, политических событий. Центрами здешней жизни были Гдов, Ямбург и особенно Нарва, которая с конца XIX века, будучи мощным промышленным очагом Принаровья, притягивала к себе жителей всех соседних уездов.

- Удивительное открытие довелось сделать, изучая жизнь принаровских крестьян во время Первой мировой, - говорит автор книги. - Парадокс в том, что во время той войны значительная их часть стала... богатеть. Продукты дорожали - селяне их выгодно продавали. Военное ведомство строило новые дороги, возводило оборонительные сооружения - крестьяне и горожане получали работу с хорошей оплатой, а также государственный паек.

Казалось бы, уж что-что, а советская история нашего края должна быть хорошо известна. Ничего подобного - здесь едва ли не больше белых пятен, чем в древних временах. Начать с того, что именно на территории этого края в начале 1918 года проходили последние бои Первой мировой. Создание первых отрядов Красной армии тоже связано с этим регионом, и здесь все было не совсем так, как принято в советской версии истории. Отряды матросов под командованием Дыбенко, которого отправили из Петрограда остановить наступление немцев, с позором бежали, а его самого выгнали из партии, сняли со всех постов, арестовали...

- Послевоенные Сланцы были частью грандиозного государственного проекта по освоению сланцевого Прибалтийского бассейна, — отмечает Аристов. - Сланец признавался одним из самых важных энергоносителей наряду с углем и нефтью. В силу своей тогдашней значимости Сланцы были городом общесоюзного значения.

Наследием того времени стала застройка поселка Большие Лучки (ныне это микрорайон Сланцев) как образцового социалистического города, похожего на Бокситогорск, Кохтла-Ярве или Силламяэ. Лучки в то время были более зажиточными, чем сами Сланцы. Бытовала поговорка: «С получки - в Лучки, с аванса - в Сланцы»...

Увы, те времена давно канули в Лету. Последние годы сланец не добывают - экономически не выгодно, в стране нет его потребителей. Моногород, каковым являются Сланцы, столкнулся с серьезными проблемами.

- История помогает нам сегодня нащупать новые направления развития города, чтобы сделать нашу территорию экономически привлекательной, - сказал, представляя книгу Вадима Аристова, глава администрации Сланцевского района Игорь Федоров. - Через нас в давние времена шли торговые пути. Мы хотим продолжить эти традиции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5833) от 18.11.2016.


Комментарии