С красным бантом на рясе

Приближается столетие событий 1917 года. Как оценивать их сегодня, с высоты наших знаний о том, что было дальше? Своими размышлениями поделились представители музейного и научного сообществ в ходе конференции в историко-мемориальном музее «Смольный».

С красным бантом на рясе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Общая мысль собравшихся музейщиков и ученых такова: если мы хотим действительно понять, что тогда произошло, нужно оставить за скобками «теорию заговора» и попытаться понять глубинные причины... Увы, конспирологические теории популярны не только в нашей стране.

- Недавно к нам приезжали представители нескольких немецких каналов, их интересовало только одно: кто в Германии давал большевикам деньги на революцию в России? - рассказала заведующий экскурсионным отделом Музея политической истории России Елена Лысенко.

Историки сходятся во мнении: февральский взрыв произошел изнутри, проблемы копились десятилетиями, а остроту им придала Первая мировая война.

- Мы не поймем причины событий февраля 1917 года, если не обратимся к изучению армии и флота как особой военной субкультуры, - подчеркнул доктор исторических наук профессор Владимир Лапин. - Ведь главной движущей силой, которая смела правительство в Петрограде, были солдаты, причем не фронтовики, а те, кто находился в запасных полках. А ключевую роль играли пулеметные роты. И этому есть объяснение.

Первая мировая в отличие от предыдущих, оказалась окопной, пулеметчики находились на передовой линии огня. Потери среди них были чудовищными. Поэтому для пулеметчиков запасных частей отправка на фронт означала верную смерть. Естественно, они были радикальнее всей остальной солдатской массы настроены против продолжения войны.

Дни Февральской революции стали временем кровавой расправы матросов над офицерами - в Петрограде, Кронштадте, других местах. В феврале-марте 1917-го от рук матросов погибли больше офицеров, чем в одном Цусимском сражении. Чем дальше от боевых действий были флотские экипажи, тем хуже там была дисциплина и тем яростнее неприятие командиров.

- Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и антиправительственную пропаганду левых партий, - заметил Лапин.

Как подчеркнул кандидат исторических наук Владимир Горелов, старший научный сотрудник музея «Смольный», после первой русской революции 1905 - 1907 годов часть офицеров понимали, что армии нужны перемены. Они видели, что дисциплина порой превращается в муштру, а офицеры относятся к солдатам, как помещик к крепостным. Здравомыслящие военные выступали с инициативами об оздоровлении армейской жизни, отправляли докладные записки «наверх». Но их оставляли без внимания.

- Кризисную ситуацию переживала и Православная церковь, - напомнил научный сотрудник Института истории РАН Павел Рогозный. - Особую остроту придавала ситуация вокруг Распутина, будто бы влиявшего на странные назначения церковных иерархов, производившиеся по личному царскому указанию в обход Синода. Это вызывало возмущение в церковных кругах. Недаром в феврале 1917 года многие священники приветствовали свержение монархии, надевали красные банты на рясу и служили благодарственные молебны во имя «избавления от оков рабства»...

А как современное общество относится к теме 1917 года?

- В рамках нашей постоянной экспозиции в Музее политической истории, посвященной 1917 году, есть музейный класс, - рассказала Елена Лысенко. - «Играя в революцию», ребята имеют возможность сделать выбор - согласиться с тем, как поступили действовавшие тогда персоны, или предложить свой вариант. Потрясает, что в 90% случаев подростки выбирают радикальный путь - поддерживают самые максималистские идеи. Мы пытаемся «скорректировать» взгляды детей, но не можем сыграть в этом главной роли. А представляете, как дальше будут себя вести эти дети, выросшие с такими нетерпимыми представлениями?

Конечно, максимализм и бескомпромиссность - исконное свойство подросткового возраста, но тем не менее на него наслаиваются и представления сегодняшних дней. Дети зачастую воспроизводят то, что слышат от взрослых и дома, и в школе. Раньше школьники выражали негативное отношение к мигрантам. Теперь стал доминировать подход: богатый - значит плохой.

- Дети до сих пор воспринимают Гражданскую войну в России как конфликт богатых с бедными и сочувствуют последним, - пояснила Лысенко. - А еще дети не любят... лузеров. Когда мы обсуждали, нужно или нет устанавливать мемориальную доску адмиралу Колчаку, то большинство ребят высказались против. Причем вовсе не потому, что он проводил белый террор. «Он проиграл! - заявили школьники. - Почему мы должны вешать мемориальную доску тому, кто проиграл?!»



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5855) от 20.12.2016.


Комментарии