С легкой руки Бетанкура

Двести лет назад, 15 мая (по новому стилю) 1816 года, Александр I учредил Комитет для строений и гидравлических работ. В столице его называли «комитетом красоты». В ту пору государь, вернувшись на родину после окончательного разгрома Наполеона, лично занялся обустройством столицы.

С легкой руки Бетанкура | Августина Бетанкура называли «учителем русских инженеров». Портрет 1810-х гг. Из коллекции музея «Исаакиевский собор»

Августина Бетанкура называли «учителем русских инженеров». Портрет 1810-х гг. Из коллекции музея «Исаакиевский собор»

«Казенные здания, партикулярные домы и другие строения в здешней столице, время от времени принимая вид благоустроеннейший, требуют еще к усовершенствованию своему особенного попечения», – обращался император к генерал-лейтенанту Августу Бетанкуру, первому инспектору (ректору) Института Корпуса инженеров путей сообщения. Бетанкур, выходец из Испании, был назначен председателем комитета и возглавлял его до самой своей смерти в 1824 году.

В состав комитета были включены архитекторы Росси, Модюи, Стасов и Михайлов. Отношения между ними были сложные, но авторитетный, наделенный большими полномочиями генерал-лейтенант Бетанкур сумел всех объединить в общей творческой работе. А ее в Петербурге было много.

Девять десятых северной столицы составляли деревянные постройки. Невдалеке от Дворцовой площади паслись коровы и разгуливали свиньи. Кареты на улицах забрызгивали грязью встречные экипажи и сами утопали в грязи... Кроме благоустройства комитет должен был приводить всю архитектуру города к одному строгому виду, дабы регулярному Петербургу придать еще более единообразный и вместе с тем строгий вид.

Как отмечал знаток истории русского искусства Игорь Грабарь, именно в «комитете красоты» созрел гений Росси. Стасов был поборником строгих правил и насильственного приведения к одному строго классическому виду всех фасадов города. Модюи, которого Грабарь называл «хитроумным прожектером», принадлежали смелые идеи пробивки улицы у Чернышева моста и устройства площади перед Аничковым дворцом, пробивки Михайловской улицы и целый ряд других проектов городского благоустройства. Росси же стал гениальным исполнителем этих идей.

В 1819 году был составлен «План Бетанкура», ставший основой развития застройки города в 1820 – 1840-х годах. Комитет решил вопрос о местах устройства частных рынков в Петербургской, Московской и Нарвской частях, казенных питейных домов в Петербургской, Выборгской, Московской частях, а также Кожевенных заводов на Васильевском острове и Скотного двора на Царскосельской дороге. Началась большая работа по устройству в столице мостовых, тротуаров, «подземельных» труб для стока воды с улиц. Устраивались набережные канала Нового Адмиралтейства, Семеновского канала, берега речки Карповки в Петербургской части.

Заботился «комитет красоты» и о рядовых обывателях города. К примеру, для того чтобы жители Литейной части могли пользоваться хорошей питьевой водой, в 1821 году был построен специальный плот на Неве – для забора более чистой воды, чем непосредственно у берега. Вообще же комитет рассматривал множество проектов снабжения жителей водой и способов ее очистки, однако нормальный водопровод был создан только в середине XIX века.

Комитет разработал проекты размещения больниц в различных частях города, контролировал работу и строительство новых бань, мест приготовления пищи на открытом огне. Рассмотрел, как защитить жителей Галерного селения от вьюг и метелей.

Была у комитета и еще одна функция – давать экспертные заключения о возможности и целесообразности использования разных машин, приспособлений, технологий в строительных и гидравлических работах. В годы председательства Бетанкура комитет выбирал способы мощения улиц, оценивал ковш для очищения «подземельных» труб, одобрил коноводную машину Жан-Батиста Пуадебара, провел испытания нового цемента.

Ничто не ускользало от внимания рядовых сотрудников «комитета красоты» – в основном из числа инженеров путей сообщения, выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения, а также частных архитекторов. В комитет обращались графы и генерал-майорши, придворные лакеи и купчихи, ямщики и иностранцы, жившие в Петербурге, – со всеми спорами о заборах, завалившихся сараях, неправедно прихваченных участках земли. Наиболее важные проекты, предложения, решения рассматривал военный генерал-губернатор, который докладывал императору, получал высочайшее соизволение и контролировал дальнейшее выполнение.

Бетанкур имел «легкую руку». Он, выполняя волю императора, поручил чертежнику комитета Огюсту Монферрану подготовить варианты перестройки Исаакиевского собора. Тот составил 24 проекта и использовал при этом самые разные архитектурные стили, приноравливаясь к пропорциям будущего сооружения. Известный мемуарист секретарь Бетанкура Ф. Ф. Вигель писал в своих «Записках», что Бетанкур представил государю монферрановский альбом, прося один из рисунков удостоить своим выбором. Государь оставил альбом у себя, а на другой день повелел определить Монферрана императорским архитектором с тремя тысячами рублей ассигнациями жалованья из сумм кабинета...

КСТАТИ

В преддверии 260-летия со дня рождения «русского испанца», которое будет отмечаться 1 февраля 2018 года, Петербургский государственный университет путей сообщения осуществляет совместно с Мадридским политехническим университетом и парижской Национальной школой мостов и дорог научно-просветительский проект «Наследие Бетанкура». Предусмотрено проведение конкурсов, выставок, конференций в Петербурге, Мадриде и Париже, а также издание информационных материалов, монографий и научно-популярных трудов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5710) от 27.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...