С чего начиналась «Родина»?

Это эффектное здание с колоннами коринфского ордера и венецианскими окнами спроектировали в стиле итальянского палаццо поздней палладианской архитектуры XVI века выпускники императорской Академии художеств архитекторы Константин Бобровский (ученик Леонтия Бенуа) и Борис Боткин. Дом был возведен в 1914 – 1916 годах. Ныне здесь – любимые многими горожанами киноцентр «Родина» и Дом кино

С чего начиналась «Родина»? | Благодаря этому дому в облике Манежной площади появились итальянские мотивы.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Благодаря этому дому в облике Манежной площади появились итальянские мотивы.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Фасады и интерьеры здания выполнялись по эскизам известного скульптора-модельщика Александра Громова, до этого проводившего аналогичные работы по оформлению Этнографического музея, Политехнического института, Музея Суворова, Гвардейского экономического общества (позднее – Дома ленинградской торговли), театра «Палас» (Театра музыкальной комедии) и многих других. В технике глазурованной керамики с золочением неоценимую помощь оказал известный мастер-керамист Петр Ваулин, прославившийся изготовлением майолики для интерьеров Ярославского вокзала в Москве и фасадов Третьяковской галереи.

Венчает здание скульптурная композиция с картушем по центральной оси, который охраняют грифоны – средневековые символы ростовщичества. Это напоминание о том, что изначально здание строилось для финансовой организации – Петроградского губернского кредитного общества, занимавшего верхние этажи этого дома. Цокольные помещения занимали коммерческие магазины, а бельэтаж был отведен под «живую фотографию» (набор кадров, сменяющих друг друга и создающих иллюзию движения) – последний шаг перед кинематографом.

Совсем скоро «десятая муза» все-таки нашла здесь гостеприимное пристанище. В 1917 году в здании открылся синематограф «Сплендид-Палас» («Блестящий дворец»). Именно он, по мнению искушенных зрителей, становится лучшим кинозалом Петрограда.

7 ноября 1918 года здесь состоялась премьера первого советского художественного фильма по сценарию наркома просвещения Анатолия Луначарского «Уплотнение». Эта откровенно пропагандистская картина Петроградского кинокомитета (ныне киностудия «Ленфильм») повествовала о превращении многокомнатных квартир в столь «дорогие» сердцу многих горожан (до сих пор) коммуналки.

С 1924 года в знак солидарности с германским рабочим классом этот прогрессивный кинотеатр получил название «Рот-Фронт» и носил его вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Впрочем, на его экранах демонстрировались не только революционные ленты. Нередко после просмотра зрителей радовал концерт с участием артистов оперы и балета. Демонстрация немых фильмов иногда сопровождалась игрой оркестра, но чаще всего ленты показывали под аккомпанемент тапера. Интересно, что в 1924 году в этом качестве по вечерам здесь работал молодой Дмитрий Шостакович, в ту пору – студент Консерватории. За разбитым пианино он иллюстрировал, как сам выражался, «бремя страстей человеческих» и, быть может, незаметно для самого себя усваивал приемы воздействия на массовую аудиторию...

Вот мнение кандидата искусствоведения Романа Насонова: «Сопровождая на фортепиано немые киноленты, Шостакович не только развивал свое искусство импровизации и осваивал область легкой, прикладной музыки, но и на практике постигал новаторский, «монтажный» способ организации времени, характерный для раннего кинематографа (когда контрастные кадры и эпизоды калейдоскопически, без переходов сменяют друг друга)». А вот воспоминания писателя Константина Федина: «Худенький мальчик за роялем преображался в дерзкого музыканта, играющего свои сочинения. Его музыка очень вольно разговаривала, если угодно – болтала, и иногда весьма озорно».

Мало кто знает, что с 1929-го по 1934 год в малом (подвальном) зале работали несколько театров: «Кривое зеркало», Театр малых форм, а также театральный коллектив «Комедия» под руководством режиссера Яна Фрида. После 1934 года здесь в разное время размещался кинозал, кассовый зал и ресторан. В настоящее время проводятся работы по восстановлению здесь кинозала.

В 1937 году по указу Президиума Верховного Совета СССР кинотеатр «Рот-Фронт» первым в стране получил статус детского и оставался верен маленькому зрителю даже в самые тяжелые годы. В 1942 году, в блокаду, в кинотеатре была установлена елка для детей из детских домов, проводились новогодние утренники. А после войны кинотеатр получил новое имя – «Родина» – и новый логотип, отражающий «молодежную» направленность репертуара. «Родина» во всем соответствовала своему «предназначению»: детские утренники, фестивали, праздники – лишь малая доля той работы с подрастающим поколением, которая велась.

Афишу кинотеатра обогащали «Книжная неделя», встречи с писателями, детские абонементы в помощь школьной программе, премьеры фильмов для молодежи. Именно здесь впервые демонстрировались такие признанные шедевры детского кино, как «Дикая собака Динго», «Республика ШКИД», «Неуловимые мстители»...

В 1959 году была проведена капитальная реконструкция верхних этажей здания, и с 1960 года соседом «Родины» стал кинематографический центр нашего города – Союз кинематографистов Санкт-Петербурга. Здесь расположился всем известный кинозал Дома кино.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (5567) от 16.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.