С приставкой «Ново-». Названия улиц хранят память о былых приметах городской жизни и не только
Иногда они напоминают о неосуществленных планах городского развития. Классический пример — Новоизмайловский проспект.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В начале 1960‑х годов, приступая к массовой застройке новых кварталов Московского района, ленинградские градопланировщики осознавали, что единственной сквозной магистрали в виде Московского проспекта, связывающей район с историческим центром, будет явно недостаточно. И в утвержденном 17 ноября 1962 года названии Новоизмайловского проспекта отразился план продлить Измайловский проспект за Обводный канал. На тот момент предполагались не только прокладка магистрали по территории бывшего Митрофаньевского кладбища, но и снос здания Варшавского вокзала.
В советский период, однако, эти планы были отложены, поскольку вокзал с обширным путевым хозяйством продолжал функционировать. А в современных реалиях уже невозможны ни снос памятника архитектуры, ни прокладка магистрали по местам исторических захоронений. Так что сомкнуть воедино Измайловский проспект с Новоизмайловским никак не получится.
Тем не менее от идеи сквозного проезда по «Измайловской перспективе» градостроители не отказались. Новая трасса от Обводного канала пройдет западнее здания Варшавского вокзала. По этой причине современные топонимисты не стали распространять на нее название «Измайловский проспект», а в 2018 году утвердили для продолжения наименование «Измайловский бульвар». Он будет заканчиваться на Малой Митрофаньевской улице, а дальнейшая пробивка в створ Новоизмайловского проспекта возможна лишь в виде тоннеля под историческим Митрофаньевским кладбищем.
Точно так же не стали когда‑то прокладывать магистраль через лютеранское Смоленское кладбище, и в результате улица Одоевского на острове Декабристов оказалась как бы разорванной на две части. В 1962 году это название появилось на современном восточном участке вместо исторической Сазоновской улицы, а в начале 1970‑х было распространено на новую трассу, отделенную некрополем от старой. Отказались и от пробивки продолжения улицы Дзержинского (с 1991 года вновь Гороховая) в створ Софийской улицы прямо через некрополь «Литераторские мостки».
Не имеют прямого соединения Коломяжский и Новоколомяжский проспекты: произошло это потому, что городские власти под давлением местных жителей отказались от сноса деревни Коломяги, через которую, собственно говоря, и должно было пройти продолжение магистрали. Ныне два проспекта соединяет узкая Солунская улица, проходящая через Коломяги по трассе бывшей Детской железной дороги.
Вообще использование приставки «ново-» не получило широкого распространения в ленинградской и петербургской топонимике для продолжения существующих магистралей.
Интересным топонимическим решением стало название Заневского проспекта, присвоенное в 1940 году. Уже тогда планировалась новая мостовая переправа в створе Невского проспекта, и в имени его правобережного продолжения обыгрывалась и эта связь, и местонахождение новой магистрали.
Современные топонимисты стараются, где только возможно, продлевать существующие названия. Так появились многокилометровые Витебский проспект и Софийская улица. Долгое время предметом удивления горожан являлась разорванная на две части трасса Шуваловского проспекта, который наконец обрел давно запланированное соединение вдоль реки Глухарки и вот-вот дойдет до Лахты.
Читайте также:
Освобожденная Нева: возобновление судоходства после блокады
Пушки с Валаама. История двухорудийной береговой батареи
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (7718) от 02.08.2024 под заголовком «Проспект с приставкой «Ново-»».
Комментарии