С интервалом семь минут: 24 мая 1944 года в Ленинграде возобновилось троллейбусное движение
Бытовавшее во время блокады выражение «Когда ходил троллейбус…» звучало как воспоминание о счастливых довоенных годах. После того как осада была снята, все чаще стали говорить: «Когда пойдет троллейбус…». «В этих словах ощущались гордость и радость: город восстанавливается, город возвращает былую свою красоту», — говорилось в «Ленинградской правде».
На снимке фотокорреспондента Ленинградского отделения ТАСС Рафаила Мазелева — троллейбус, получая напряжение от идущего рядом трамвая, следует в парк. Май 1942 года / Репродукция. ФОТО автора
Напомним, регулярное троллейбусное движение в нашем городе открылось в 1936 году. К началу войны в городе действовало пять маршрутов общей протяженностью 36 километров, на рейсы ежедневно выходило до 70 «рогатых» машин. Ленинградцы оценили и полюбили их удобные комфортные салоны с мягкими сиденьями и занавесками на окнах. Несмотря на более высокую по сравнению с трамваем стоимость проезда (20 копеек против 15), троллейбусы пользовались огромной популярностью: на них с удовольствием катали детей и гостей из других регионов.
Движение троллейбусов прекратилось осенью 1941 года в связи с перебоями подачи электроэнергии. Как и трамваи, они остались стоять на улицах города, вмерзшие в лед, темные и неподвижные. Журналист «Ленинградской правды» напоминал читателям, как весной 1942 года пригрело весеннее солнце, и «из‑под снежного покрова выступили их бока с облупившейся краской, с вмятинами от осколков снарядов, окна с выбитыми стеклами…».
Как известно, регулярное трамвайное движение в Ленинграде было возобновлено 15 апреля 1942 года. Запуск троллейбусов решили тогда отложить, а пока — убрать их с улиц. Для этого в качестве буксира использовали вагоны трамваев: троллейбусы подтягивали к трамвайным путям с помощью тягачей и параллельно «запитывали», после чего они следовали своим ходом к местам стоянки.
В условиях нехватки топлива и грузового автотранспорта, в преддверии второй блокадной зимы, 1942/43 годов, военное командование и городские власти всерьез обсуждали идею пустить троллейбусы по ледовой трассе Дороги жизни. Предполагалось проложить через озеро контактную линию, питающуюся от Волховской ГЭС, и организовать таким образом перевозку грузов и эвакуацию горожан. Однако в январе 1943‑го блокада была прорвана, и от реализации проекта отказались. До весны следующего года троллейбусы пребывали в «законсервированном» состоянии…
Тридцать месяцев на улицах города не было троллейбусного движения! Пробный рейс состоялся 23 мая 1944 года — по трассе от Сызранской улицы до Адмиралтейского проспекта. «Весело приветствовала улица эту первую ласточку, — сообщала «Ленинградская правда». — Останавливались и улыбались пешеходы, из окон домов что‑то приветственно кричали ребятишки».
Испытания прошли на «отлично», и в полдень 24 мая на том же маршруте троллейбус, следовавший под управлением опытного водителя Ирины Бушуевой, принял первых пассажиров: «Они садились в него веселые, оживленные, немножко взволнованные, и все непременно поздравляли водителя».
За первой машиной с интервалом семь минут двигалась другая, за ней следующие… Всего на линию вышло десять троллейбусов.
Этому радостному событию предшествовало несколько месяцев упорного труда. Требовалось починить поврежденные обстрелами и зимовкой на открытом воздухе салоны, застеклить окна, восстановить электрооборудование и автомеханические части. Заново были протянуты 34 километра контактной сети, на пути следования транспорта отремонтировано либо полностью заменено дорожное покрытие…
«Хороший день пришел, подарок сделан, троллейбус снова на улицах Ленинграда!» — говорилось в главной городской газете.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7669) от 24.05.2024 под заголовком «С интервалом семь минут».
Комментарии