Рюриковичи в нашей Гавани

От глубокой древности до Смуты – такой взгляд на Россию представляет масштабная экспозиция «Моя история. Рюриковичи», открывшаяся в «Ленэкспо». По мнению организаторов, это развернутая концепция истории, призванная ответить и на ключевые вопросы современности.

Рюриковичи в нашей Гавани | Выставка «Моя история. Рюриковичи» открыта в 7-м павильоне «Ленэкспо» в Гавани до 15 февраля. Время работы с 10.00 до 21.00, вход свободный.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка «Моя история. Рюриковичи» открыта в 7-м павильоне «Ленэкспо» в Гавани до 15 февраля. Время работы с 10.00 до 21.00, вход свободный.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Рюриковичи» – продолжение другой не менее масштабной выставки, «Романовы» (в цикле «Моя история»), проходившей на той же площадке год назад и так же, как и сегодня, вызвавшей интерес публики и порой самые диаметральные отзывы. Как и в прошлый раз, перед нами торжество компьютерных и мультимедийных технологий. Молодежь уже этим не удивишь, да и старший возраст теперь воспринимает это как само собой разумеющееся.

На больших экранах оживают события «Повести временных лет», торговые пути и легендарные битвы, подвиги героев и дипломатов, примеры святости и жертвенности, отступничества и предательства. Мультимедийные стенды перемежаются цитатами. Авторы – Лев Гумилев и Николай Карамзин, Владимир Ключевский и Сергей Соловьев, Николай Бердяев и Антон Деникин, а также Владимир Путин, Сергей Лавров, патриарх Кирилл...

В ноябре прошлого года «Рюриковичей» уже показали в Москве – в центральном выставочном зале «Манеж». В день открытия выставки в петербургской Гавани ажиотажа не было, но и недостатка в посетителях тоже. Радовало обилие молодых лиц, заинтересованно изучавших экспозицию. К четырем часам дня в книге отзывов было исписано уже несколько страниц.

Для тех, кто помнит историю только по учебнику, эта экспозиция может оказаться настоящим ликбезом. Однако автора этих строк еще со школьной скамьи учили критическому взгляду на историю. К примеру, несколько удивил тезис, услышанный от экскурсоводов: «Монголо-татарское нашествие – моральная расплата за грехи междоусобицы. Ко времени начала нашествия Русь погрязла в распрях, была буквально залита кровью». Так ли это? Обращаюсь с вопросом к знатоку той эпохи доценту Института истории Санкт-Петербургского госуниверситета Надежде Милютенко.

– Взгляд на нашествие как на кару за грехи было присуще не только русской христианской традиции, но и исламской, и китайской даосистской, и конфуцианской, – отвечает Милютенко. – Конечно, причина нашего поражения была не в этом. Чингисхан создал непобедимую военную машину... Кроме того, часто забывают, что параллельно с нашествием на Русь и Западную Европу монголы двигались и южнее Каспийского моря на Иран и Ирак с заходом на Армению и Грузию. Так что им тоже досталось. Наверное, за другие грехи...

Рассказывая о древних временах, выставка «Рюриковичи» намекает на сегодняшнее охлаждение отношений с Западом и поворот к Востоку. В связи с этим ключевой фигурой становится Александр Невский. По мысли устроителей экспозиции, тезис великого князя «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке» должен быть вектором современной внешней политики.

Надежда Милютенко уточняет: на самом деле идея союза с монголами, которой придерживался Александр Невский, была очень популярна на Западе, начиная с битвы на Калке, где Орда разгромила русские войска. Папские посольства постоянно ездили к татарам, планировалось совместное выступление против сельджуков, и оно состоялось...

«Антиподом Александра Невского был Даниил Галицкий, – повествовал экскурсовод. – Он пытался усидеть на двух стульях: дружил и с Западом, и с Востоком. Ничего у него не получилось, в результате только Западная Русь потеряла свою духовную и культурную самобытность и была «окатоличена».

– Вот здесь точно не так: в современной науке Даниил никаким антиподом Александра не считается, – уверена Милютенко. – Даниил был таким же татарским вассалом, как и Александр. И никаких земель Даниил никому не уступал, как, впрочем, и его сыновья и внуки. Когда же династия Даниловичей прервалась, владения растащили Венгрия, Польша и Литва. Причем большая часть Волыни ушла под языческую Литву, а не под католическую Польшу...

Ключевой фигурой предстает на выставке и Иван Грозный. Концепция такая: да, временами он был жесток, однако масштабы его злодеяний были преувеличены его недругами, развязавшими против него информационную войну – первую в нашей истории. Оттуда и мифы – о беспрецедентной жестокости и тирании Ивана Грозного, об убийстве сына, о том, что опричнина была причиной разорения Руси.

– Личная жестокость Ивана Грозного вполне на общем уровне тогдашних правителей Европы, – подтверждает Милютенко. – А информационные войны в XVI веке действительно шли полным ходом. Король Польши Стефан Баторий специально заказал итальянцу Алессандро Гваньини написать историю Польши, а в ней – главы о Ливонской войне. Так что к пропаганде подходили уже на вполне современном уровне. В этом отношении полемика против Ивана не отличается чем-то особенным. Все писали ужасы про других, а собственные деяния оправдывали государственной необходимостью...

Ну и наконец о том, что спасает Русь, Россию в самые трудные времена? Ответ тоже можно найти на «Рюриковичах». Твердая вера, помноженная на чудо. В подтверждение – пример того, как молитвы русских людей и заступничество Богородицы спасли Русь от нашествия Тамерлана в 1395 году.

– Апелляция к чудесному – шаг не во вчерашний день, а в позапрошлый век, в школу начала XIX столетия, – считает доктор исторических наук Адриан Селин. – Кроме того, сегодняшняя наука не замыкается в карамзинском изложении истории, а оценивает личности, о которых упоминают авторы, в контексте наших знаний об эпохе.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5389) от 02.02.2015.


Комментарии