Русский анклав

Немногим известно, что территориальный спор о границе на Карельском перешейке, окончившийся в 1939 году «зимней» войной, возникал и прежде. Правда, тогда шла речь об административной границе внутри Российской империи – между Петербургской и Выборгской губерниями. В особенно щекотливом положении были жители Райволы – нынешнего Рощина.

Русский анклав | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

После Северной войны Райвола вместе с другими окрестными деревнями составила Линтула (ныне поселок Огоньки) и была передана в состав так называемых донационных земель, раздаваемых Петром I за ратную службу русским вельможам. На протяжении XVIII – начала XIX века тихой финской деревушкой владели представители знатнейших фамилий – Толстые, Шуваловы и Салтыковы.

В начале XIX века при одном из них — московском военном губернаторе И. П. Салтыкове на берегу местной реки Райволовки вырос небольшой железоделательный завод. Он привел к появлению значительного русского анклава – одного из первых на Карельском перешейке. Начало ему положили семьи крепостных крестьян, переведенные из имения Салтыкова в Орловской губернии.

В отличие от финнов, селившихся на Райволовской гряде, переселенцы облюбовали прибрежную полосу. Финская часть деревни в переиначенном по-русски виде получила название Верхнее Райволово, а русская – Нижнее Райволово.

После того как в 1811 году Выборгская губерния вошла в состав Великого княжества Финляндского, русское население Райволы оказалось в двойном подчинении. Селение находилось под финской юрисдикцией и было отделено от остальных частей империи административной и таможенной границей. Однако после покупки в 1820 году имения Линтула казной жители Райволы оказались связаны хозяйственными узами с Сестрорецким оружейным заводом и перешли в подчинение Артиллерийского ведомства.

Неопределенность в статусе русского населения порождала множество проблем. Еще в 1820-х годах их пытались разрешить, отделив от Финляндии две приграничные волости – Кивеннапа (с центром в нынешнем пос. Первомайское) и Уусикиркко (с центром в нынешнем пос. Поляны), чтобы затем передать их в состав Петербургской губернии. Однако финский сенат высказался против, и больше этот вопрос не поднимался.

После отмены крепостного права, в соответствии с указом Александра II от 1 февраля 1864 года, Сестрорецкий оружейный завод был передан из Выборгской губернии в Петербургскую. Рабочие же Райволовского завода были приписаны к Сестрорецку «с правом проживать в Райволе по паспортам». Через три года, в феврале 1867-го, райволовские мастеровые были отчислены из Военного ведомства и приравнены к крестьянам-собственникам. Они приписывались к Сестрорецкому сельскому обществу, безвозмездно получая в собственность дома и приусадебные участки, находившиеся до этого на казенной земле.

Впрочем, это не разрешало главной проблемы: какому законодательству – общеимперскому или финляндскому – должны были подчиняться русские жители Райволы. В отношении крестьянских дел они находились в ведении петербургских губернских крестьянских учреждений, а в плане полицейского и судебного надзора подчинялись коронному ленсману – представителю полицейской податной власти в пригородах и сельских местностях Финляндии.

Однако и это условное разграничение жестко не соблюдалось, и финские власти стремились установить полную власть над жителями Райволы. Так, едва образованное в 1872 году самостоятельное Райволовское сельское общество уже в следующем году было упразднено из-за протестов финских властей. Русское население Райволы засыпало жалобами административные учреждения Петербургской губернии, а затем направило прошение на высочайшее имя о необходимости восстановления отдельного сельского общества и сложении недоимок.

В то же время некоторые райволовские жители пытались перейти в финское подданство. Окончательно вопрос был решен в 1889 году, когда указом Александра III Райволовское сельское общество было восстановлено, в его полномочия вошли поддержание общественного порядка и безопасности, управление общинными землями и лесами, санитарные вопросы. Однако финские власти по-прежнему не признавали сельское общество юридическим лицом.

  В рамках политики русификации финляндский генерал-губернатор Н. И. Бобриков в конце 1901 года предложил передать селение в состав Петербургской губернии, а также перенести сюда таможенную границу из Белоострова. К Петербургской губернии планировалось прирезать прибрежные земли от Сестрорецка до нынешних поселков Серово, Молодежное, Рощино и Первомайское.

Финский сенат выступил против. Там указывали, что население Райволы включает в себя не только русских граждан, но и финнов, а также русских, перешедших в финское подданство, которым в селении принадлежала значительная часть земельной и недвижимой собственности. Тем не менее особое совещание по делам Великого княжества Финляндского 21 апреля 1914 года приняло заключение о целесообразности присоединения к Петербургской губернии приходов Кивеннапа и Уусикиркко. Осуществить эти планы помешала начавшаяся Первая мировая война, а в 1918 году Райвола вошла в состав независимой Финляндии. После «зимней» войны 1939 – 1940 годов эти территории отошли СССР.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (5744) от 15.07.2016.


Комментарии