Русские гроши для Кенигсберга. Рассказываем об удивительной истории чеканки монет

В одном из недавних выпусков «Истории», посвященном философу Иммануилу Канту (см. номер «СПб ведомостей» от 5 июня), мы рассказывали, что несколько лет, не покидая родной Кенигсберг, он пребывал в статусе подданного Российской империи. В январе 1758 года русские войска заняли город в ходе Семилетней войны, и спустя всего несколько дней его жителей стали приводить к присяге на верность императрице Елизавете Петровне. Происходила эта церемония в церквях и соборах.

Русские гроши для Кенигсберга. Рассказываем об удивительной истории чеканки монет | Русская монета достоинством 18 грошей, отчеканенная в Кенигсберге./Репродукция. ФОТО автора

Русская монета достоинством 18 грошей, отчеканенная в Кенигсберге./Репродукция. ФОТО автора

В одном из недавних выпусков «Истории», посвященном философу Иммануилу Канту (см. номер «СПб ведомостей» от 5 июня), мы рассказывали, что несколько лет, не покидая родной Кенигсберг, он пребывал в статусе подданного Российской империи. В январе 1758 года русские войска заняли город в ходе Семилетней войны, и спустя всего несколько дней его жителей стали приводить к присяге на верность императрице Елизавете Петровне. Происходила эта церемония в церквях и соборах.

Четыре года Кенигсберг находился под властью Российской империи. Одним из материальных «следов» того периода остались монеты, отчеканенные для Восточной Пруссии.

Как отмечают исследователи, в Кенигсберге в разные времена чеканили самые разные монеты — пфенниги, шиллинги, гроши, талеры, гульдены (золотой и серебряный), дукаты. То есть как собственные монеты, так и деньги, имевшие хождение в различных немецких княжествах. Каж­дое из них имело в то время свою собственную денежную единицу.

Монеты различались по внешнему виду, по реальной котировке, по количеству содержащихся в них драгоценных металлов. Ничего удивительного, что большой популяр­ностью пользовалась тогда весьма прибыльная профессия менялы, который осуществлял прием денежных знаков и выдачу их эквивалентов, имеющих приоритетное хождение на данной территории.

В XVI – XVII веках все большее распространение в Пруссии стал получать грош — так в ту пору называлась денежная единица различных государств и стран Европы. Со второй половины XIV века грош служил монетой среднего номинала, занимая положение между серебряными денариями и золотыми флоринами, гульденами и цехинами. Во времена правления герцога Альбрехта, в XVI веке, в Пруссии чеканили трехгрошовую монету, называемую диттхен.

В период нахождения Кенигсберга под властью России чеканка монет в нем продолжалась. В 1759 году к российскому генерал-губернатору Кенигсберга барону Николаю Андреевичу Корфу (кстати, в следующем году его назначили генерал-полиц­мейстером Петербурга) обратился мастер Московского монетного двора Цайпман с «докладом о пользе чеканки». Он предложил как можно скорее начать чеканить специально для Восточной Пруссии монеты с повышенным содержанием серебра, дабы вытеснить имевшие хождение монеты немецких княжеств.

Изображения монет выполнил будущий русский историк Андрей Тимофеевич Болотов: в ту пору он, офицер русской армии, был прикомандирован к Корфу в качестве переводчика официальных бумаг, поступавших в канцелярию на немецком языке. На одной стороне монеты он поместил прусский герб, на другой — профиль российской императрицы Елизаветы Петровны.

Чеканка началась, и в 1759 году в Кенигсберге были выпущены деньги достоинством 1, 2, 3, 6 и 18 грошей. В ответ прусский король Фрид­рих II, лишившийся части своих владений, начал с Россией «монетную войну». Он повелел изготовить фальшивые русско-прусские монеты, чтобы скомпрометировать новые власти и подорвать экономику утраченной провинции. Кстати, как утверждают ряд историков, король был не прочь поторговаться за нее. Ему даже приписывают такое высказывание: «Если русские захотят оставить за собой Пруссию навсегда, то пусть они вознаградят меня с другой стороны».

Однако фальшивые 18‑грошовые монеты изготавливались из такого низкопробного серебра, что их отличие от подлинных было видно даже невооруженным глазом. Так что распознать подделку оказалась достаточно просто…

После того как в 1762 году Кенигсберг «вернулся» в Пруссию, Фридрих II повелел скупать фальшивые гроши как в самом городе, так и в России. Как отмечают нумизматы, нынче именно эти монеты представляют большую редкость, поскольку уцелели лишь те из них, которые были в свое время «приспособлены» под сувениры или украшения.


#монеты #чеканка #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (7696) от 03.07.2024 под заголовком «Русские гроши для Кенигсберга».


Комментарии