Рухнувший оплот

В марте 1945 года Красная армия продолжала вести ожесточенные бои в Восточной Пруссии. Несмотря на серьезное превосходство в живой силе и технике, разгром врага давался тяжелейшей ценой. Восточно-Прусская стратегическая операция, начавшаяся 13 января 1945 года, длилась практически до самой Победы. О том, как разворачивались события, мы беседует с научным сотрудником Военно-исторического музея артиллерии кандидатом исторических наук Евгением ЮРКЕВИЧЕМ.

Рухнувший оплот | Источник: www.waralbum.ru Кенигсберг, столица Восточной Пруссии, был взят после ожесточенного штурма.

Источник: www.waralbum.ru Кенигсберг, столица Восточной Пруссии, был взят после ожесточенного штурма.

– Евгений Иванович, известно, что удержанию Восточной Пруссии германское командование придавало исключительное значение...

– Да, конечно, поскольку со всех точек зрения это был важнейший для Германии регион.

Во-первых, это была старая германская территория с большим числом древних родовых рыцарских замков. В Кенигсберге короновались прусские короли. Недаром в советской пропаганде Восточную Пруссию именовали не иначе как «оплот германского милитаризма». Во-вторых, на этой территории были большие продовольственные запасы – «закрома» Третьего рейха.

В-третьих, здешнее побережье Балтики было одной из главных баз германского военно-морского флота.

Фактически Восточная Пруссия была превращена противником в сплошной и очень мощный укрепленный район. В крепость был превращен Кенигсберг.

Особенность Восточно-Прусской операции в том, что нам не удавалось окружить и уничтожить отдельные группировки врага, а приходилось «отжимать» их практически целиком к побережью моря. Противник отползал, яростно огрызаясь. И нередко даже нанося чувствительные контрудары. За каждую пядь земли немцы дрались, причем не только в окопах, но и в хорошо подготовленных инженерных сооружениях. Нашим войскам удалось отрезать весь северный фланг немецких войск от основных сил, прижать к Балтийскому морю и уничтожить. Но с очень большими потерями.

Восточно-Прусская операция состояла из последовательных этапов. Всего она длилась 103 дня – с 13 февраля по 25 апреля, а группировка противника на Земландском полуострове фактически сопротивлялась еще до 7 мая. Часть немецких войск пыталась во что бы то ни стало эвакуироваться морем с Хельской косы, чтобы сдаться союзникам, а не Красной армии. Попытки прорваться под огнем наших авиации и флота продолжались до середины мая...


– Почему, имея многократное численное преимущество в живой силе и технике, Красная армия с таким трудом преодолевала сопротивление противника?

– В самом начале Восточно-Прусской операции нашим войскам очень помешала неблагоприятная погодная обстановка: низкая облачность, сильный туман. В результате не смогла работать авиация, не удавалось вести прицельный огонь артиллерии. Это тоже добавило потерь. Вплоть до того, что в тумане танковые части иногда выходили не на те рубежи, которые были предписаны, попадали на немецкие минные поля...

И еще один важный момент. Мало того что немецкая оборона была хорошо подготовлена, отдадим должное и очень высокому моральному духу войск вермахта. Ведь Восточная Пруссия, можно сказать, была священной землей для каждого немца. Поэтому за нее так отчаянно сражались. К 9 февраля наши войска находились на подступах к Кенигсбергу, но на этом рубеже линия фронта остановилась почти на два месяца. Столицу Восточной Пруссии удалось взять только 9 апреля.

Осложняло ситуацию и то, что наш Балтийский флот не смог до конца перерезать коммуникации противника. Немецкая группировка на суше оказалась в окружении, но с моря получала продовольствие и боеприпасы.


– Какие резервы удавалось задействовать немецкому командованию в Восточной Пруссии?

– Кроме регулярных войск здесь использовали фольксштурм – отряды народного ополчения, создававшиеся в последние месяцы Второй мировой войны. Однако если они прошли хотя бы какое-то военное обучение, то значительное количество местного населения, получившего оружие, вообще не проходило никакой военной подготовки. Оно пошло в бой, яростно защищая ту землю, на которой жило. Вообще же Восточно-Прусская операция оказалась для Красной армии самой кровопролитной в 1945 году. Даже в ходе Берлинской операции наши потери были меньше...


– Многие наши воины пришли в Восточную Пруссию с чувством праведной мести за злодеяния фашистов...

– Надо сказать об обоюдной пропаганде. Нацистское руководство еще с 1944 года, когда возникла угроза вторжения советских войск на территорию Германии, внушало жителям рейха, что на них идут варвары, чудовища, убийцы, насильники. Пропаганда сработала очень хорошо и вызвала массовое бегство населения из восточной части Германии на запад, навстречу англо-американским союзникам.

В свою очередь наше правительство декларировало, что советский солдат входит на территорию Германии не как завоеватель и поработитель, а как освободитель. Подчеркивалось, что война ведется против гитлеровского режима, а не народа Германии. Однако реально в частях Красной армии, вступавших в Германию, зачастую царили совсем иные настроения: «Отомстим гитлеровцам за все злодеяния, совершенные ими на нашей земле!».

Этому способствовало и воззвание Ильи Эренбурга, распространявшееся среди солдат в качестве листовки. Там были и такие слова: «Следуйте указанию товарища Сталина – раздавите фашистского зверя насмерть в его собственной берлоге. Сбейте расовую спесь с германских женщин. Берите их как законную добычу!».


– Нельзя не сказать о том, что действительно отдельные эксцессы Красной армии в отношении гражданского населения были...

– Да, но уже 19 января 1945 года вышел приказ Сталина с требованием чрезвычайных мер по предупреждению бесчинств. Командующие фронтами и соединениями издали соответствующие приказы. Например, во 2-м Белорусском фронте мародеров и насильников расстреливали на месте. С эксцессами боролись сотрудники СМЕРШ, проводилась очень серьезная политическая работа. Главная задача была – убедить в первую очередь рядовой состав Красной армии не мстить местному населению и не вести себя на территории Германии так, как немцы – на территории Советского Союза.

Однако, честно говоря, лично у меня язык не поворачивается осуждать Красную армию. Нужно понимать, что наши воины прошли через разоренные фашистами Украину, Белоруссию и Польшу. После того что они там видели, ненависть к врагам действительно была огромной. Да что далеко ходить – мой дед, старший лейтенант Красной армии, командир роты, участник Висло-Одерской операции, все видел собственными глазами. Он не любил вспоминать, но признавался, что в первые дни в Германии были неприятные эпизоды по отношению к местному населению, причем в достаточно большом количестве, однако командование быстро приняло все меры для того, чтобы взять ситуацию под контроль.

Тем не менее я уверен, что упомянутые эксцессы не принимали чудовищных масштабов, как иногда можно услышать сегодня. Зато хотелось бы напомнить, что наши войска кормили местное население по распоряжению командования, оказывали всяческую помощь.


– Простые жители Восточной Пруссии, наверное, больше всех других ответили за все злодеяния нацистов...

– Да, часть жителей этого региона бежала от Красной армии, а оставшихся затем выселили, когда после войны территория Восточной Пруссии была разделена между СССР и Польшей. Вторая половина 1945 года стала страшной трагедией для немецкого народа.

Поляки сразу же принялись буквально силой изгонять немецкое коренное население с той территории, которая отошла польскому государству. С погромами, поджогами и убийствами. Подобное происходило не только в Восточной Пруссии, но и на всех германских территориях, отошедших по решению союзников к Польше. Поляков тоже в какой-то степени можно понять: их месть была вызвана тем, что армия Германии сама натворила в Польше...

Немцы, оставшиеся на той территории Восточной Пруссии, что отошла к СССР, были в несколько лучшем положении. Однако только работающие имели продовольственные карточки, а нетрудоспособное население, составлявшее до 60%, не получало вообще ничего. Последние немцы – чуть больше ста тысяч человек – выехали с территории уже Калининградской области в январе 1948 года. Так закончился германский период истории этого края...


– Одна из тайн, связанных с битвой за Восточную Пруссию, – судьба бесследно исчезнувшей там царскосельской Янтарной комнаты.

– Там была не только она! Именно в Восточной Пруссии, а также еще в Тюрингии нацисты сконцентрировали в специальных хранилищах (их было от 50 до 70) награбленные культурные ценности.

Большинство тайников стали известны сотрудникам СМЕРШ, поскольку в Кенигсбергском замке был захвачен его директор Адольф Роде. Он выдал местоположение всех схронов, включая тот, где находилась знаменитая Янтарная комната. Ее немцы хранили в том же Кенигсбергском замке. Весной 1942 года она была выставлена для всеобщего обозрения. Когда начались бомбежки союзников, ее разобрали и спрятали в одном из казематов замка. Там ее и нашли смершевцы.

Такова убедительная версия историка Александра Мосякина – совсем недавно вышла его книга «Дворцы, восставшие из пепла». В ней он ссылается на документы, в том числе переводы протоколов допросов лиц, имевших отношение к хранению Янтарной комнаты в Кенигсберге. С нашей стороны поисками Янтарной комнаты занимались Анатолий Кучумов, который был в 1930-х годах ее хранителем в Царском Селе, и сотрудник Государственного исторического музея Александр Брюсов – брат поэта.

Оба были вынуждены впоследствии многие десятилетия молчать о том, что Янтарная комната была обнаружена – по крайней мере те панели, которые находились в замке, поскольку часть интерьера, незначительная, действительно погибла или была расхищена немцами. Запакованную в ящики Янтарную комнату отправили в специальное хранилище НКВД в Москве. Оттуда, судя по всему, в начале 1950-х годов она ушла в США в счет выплаты наших долгов по ленд-лизу. Ведь мы должны были заплатить союзникам за поставки девять миллиардов долларов! Откуда Советскому Союзу, разоренному войной, было взять такие колоссальные деньги?

Долг выплачивали больше двадцати лет, и в основном в зачет шли культурные ценности, причем эти операции были строго засекречены. Скорее всего, Янтарная комната ушла в секретные хранилища Федеральной резервной системы США, как и многие другие культурные ценности, которые впоследствии никогда и нигде не всплывали. При этом практически сразу же после войны была запущена «утка» о том, что Янтарная комната пропала, и с тех пор многие десятилетия продолжались ее поиски.


НАША СПРАВКА

К началу Восточно-Прусской операции наступающие силы Красной армии насчитывали 1 млн 670 тыс. человек, 25 426 орудий и минометов, 3859 танков и 3097 самолетов. Противник – 580 тыс. человек в регулярных войсках, не менее 200 тыс. бойцов фольксштурма, 8200 орудий и минометов, около 1 тыс. танков и штурмовых орудий и 559 самолетов. Потери с нашей стороны превысили 584 тыс. человек (из них более 126 тыс. погибшими), с немецкой составили 500 тыс. человек (из них не менее 150 тыс. убиты и 220 тыс. взяты в плен). Урон Красной армии в технике – 3625 танков и самоходных артиллерийских установок и 1450 самолетов – превзошел потери в других операциях 1945 года.


Дорогами Победы: март 1945 года

6 марта. Развернулась последняя крупная оборонительная операция Красной армии в районе озера Балатон (Венгрия).

10 марта. 4-й Украинский фронт вступил в боевые действия против Моравско-Остравской группировки противника.

15 марта. Началась Верхне-Силезская операция 1-го Украинского фронта.

16 марта. Соединения 2-го и 3-го Украинских фронтов присту- пили к Венской операции.

23 марта. Союзники перешли в наступление на Рейне, завер- шившееся разгромом германской армии на Запад- ном фронте.

25 марта. Советские войска начали Братиславско-Брнов- скую операцию с целью освобождения Словакии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (5419) от 18.03.2015.


Комментарии