Рождественские кустари

«В Гавани свыше 300 семейств, более или менее интеллигентных, которые охотно работают игрушки к Рождеству и вербе... Я посетил несколько семей. Везде бросается, прежде всего, в глаза материальный недостаток. Кредита, разумеется, никто из кустарей-любителей никакого не имеет, а собственных средств и подавно». Так журналист «Петербургской газеты» начинал свой репортаж под названием «Предпраздничные пчелы», помещенный в номере от 12 декабря 1903 года.

Рождественские кустари | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Главным инструментом гаванцев, занимавшихся изготовлением праздничных украшений, служил обыкновенный перочинный нож. Как отмечал газетчик, за короткий срок «один отставной чиновник успел при помощи этого классического инструмента изготовить несколько сот фонариков».

Семья, в которую заглянул журналист, состояла из главы - «седого старичка в очках», его жены и двух дочерей, «потерявших надежду на замужество». Гостю бросилось в глаза, что, несмотря на более чем скромный быт, жили они очень опрятно. Накануне зимних праздников у них всегда воцарялся рабочий беспорядок: «Посреди комнаты большой стол с висячей лампой, а кругом него четыре табурета. Груды накиданных дощечек и вороха бумаги придают комнате вид мастерской». В авральные дни перед праздниками семья работала без отдыха по 14 - 16 часов.

Появление журналиста прервало работу, хозяин-старичок поднялся навстречу, но не подал руки: извинился, что весь извозился в клейстере. Гость пришел не просто так, а затребовал сотню рождественских елочных украшений-фонариков, и кустарь достал для ознакомления образец - заграничную модель со штемпелем фирмы. Оказалось, что трудолюбивое семейство по этому «лекалу» делает фонарики более чем в два раза дешевле импортных: отечественное изделие оценивается в 45 копеек за десяток, а столько же заграничных уходят по рублю.

Возможно, качество хромает? Журналист провел блиц-экспертизу: сравнил модель с изделием. По чистоте отделки мало разницы, да и сделано «замечательно чисто». «Неужели вы сами весь фонарик делаете?» - воскликнул гость. Старик с укором посмотрел на недоверчивого покупателя: «Как видите... я вырезаю ножом, а они клеят», указав на трех женщин.

«Но ведь это машинное производство. Штампом вырезать в сто раз скорее и дешевле», - не унимался репортер. Старичок парировал: ему бы вместо перочинного «переплетный хороший нож, и то скорее было бы... Впрочем, и так ведь чисто: почти не отличить от заграничного; магазины и продают по рублю десяток, как гамбургские».

Оказалось, что не только что мало-мальски серьезный станок, но и нож получше семье не по карману. Из-за недостатка оборотных средств не могут ремесленники работать и впрок - вынуждены ждать предоплаты, а купцы-заказчики просыпаются только накануне праздников. Вот и приходится трудиться без сна и отдыха. Выяснилось, что для организации круглогодичного производства необходимо триста рублей, и тогда семья смогла бы работать в щадящем режиме круглый год.

А ведь сколько в Петербурге было таких «рождественских кустарей», еле сводивших концы с концами!.. Бредущий по зимнему городу газетчик размышлял: в столицу Российской империи из одного только Берлина доставили елочных украшений на полмиллиона рублей, тогда как гаванские кустари способны делать игрушки ничуть не хуже. И приходил к выводу: «Полмиллиона, брошенные в Петербурге на заграничные безделки, могли бы обеспечить не одних гаванских кустарей! Можно помириться, когда мы выписываем из-за границы локомобили, велосипеды, швейные машины и т. п., но выписывать на полмиллиона фонариков и бонбоньерок для елки, так успешно приготовляемых перочинным ножом в Гавани - право стыдно!».

#ремеслинечество #игрушки #беднота

Комментарии