Рождественская церковь на Першпективной дороге. Автором храма мог быть Доменико Трезини

В выпуске «Наследия» от 11 ноября прошлого года Александр Чепель рассказал про церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте (публикация называлась «Венчальный храм»). Хотелось бы вернуться к теме, поскольку мне довелось быть лично причастным к обнаружению остатков этого сооружения.

Рождественская церковь на Першпективной дороге. Автором храма мог быть Доменико Трезини | Церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. Чертеж из коллекции Берхгольца, 1740‑е гг./Репродукция. ФОТО автора

Церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. Чертеж из коллекции Берхгольца, 1740‑е гг./Репродукция. ФОТО автора

В 1999 году при прокладке дренажной траншеи на территории Казанского сквера экскаватор неожиданно наткнулся на фундамент какого‑то здания, и тотчас выяснилось — церкви Рождества Богородицы (первого Казанского собора). Для того чтобы предотвратить дальнейшие разрушения, комитет по охране памятников  ­организовал раскопки, поручив руководить ими мне, в ту пору штатному археологу этой организации. Выявленные строительные остатки церкви были взяты под охрану государства.

О Рождественской церкви известно многое, но вопрос об авторстве проекта до сих пор не получил однозначного ответа. «Составление проекта храма и наблюдение за работами было поручено архитектору М. Г. Земцову», — писал зодчий и историк архитектуры Андрей Аплаксин в монографии, посвященной истории Казанского собора.

Однако в подтверждение этой версии никаких документов он не привел, сославшись лишь на внешнее сходство храма с церковью Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенной по проекту Михаила Земцова. Аплаксин судил об облике храма по гравюрам Михаила Махаева, изображающим Невский проспект. Но на них церковь показана вдалеке и едва различима.

Чертежи, которых не ­видел Аплаксин, стали известны лишь в наше время. В частности, речь о документах 1740‑х годов из  собрания Берхгольца, обер-камергера голштинского герцога Карла Петера Ульриха, будущего императора Петра III, а также аксонометрическом плане Петербурга, составленном в 1765 году французским инженером-картографом Сент-Илером.

Эти материалы показывают, что Рождественская церковь больше похожа на Петропавловский собор, построенный по проекту Доменико Трезини. Причем не только внешне, но и в плане: та же базилика, разделенная на три нефа двумя рядами колонн (четыре колонны в ряду), с такими же полуциркульными сводами, как в Петропавловском соборе.

Сходство отмечали все исследователи творчества Трезини, но, как ни странно, версию о его ­участии в разработке проекта Рождественской церкви они не рассматривали. Историк искусства Константин Малиновский предположил, что ее автором мог быть руководивший стройкой русский архитектор немецкого происхождения Иван (Иоганн) Бланк. В 1727 году, когда ему было 19 лет, Бланк сдал экзамен на «архитектурии гезелея» (ученика). ­Спустя шесть лет он получил звание «за архитектора» (помощника архитектора), дающее право на самостоятельное творчество.

«В первой половине XVIII века, — отмечал исследователь, — постройки возводились, как правило, под руководством того архитектора, который делал их проект». Однако на самом деле такого правила не существовало. Тот же Бланк в 1732 году строил деревянный дворец Анны Иоанновны в Летнем саду по проекту Ф. Б. Растрелли.

Мог ли Бланк, ничего до этого по своим проектам не построивший, получить в обход известных архитекторов столь почетный заказ, как проект домовой церкви российских императоров на главном проспекте Петербурга? И если это его проект, то как объяснить столь разительное сходство с произведением еще здравствующего Трезини? Судить о масштабах дарования Бланка трудно, но очевидно, что две небольшие церкви в Царском Селе и Красном Селе, построенные по его проектам, не идут ни в какое сравнение с Рождественским храмом.

История этого храма неразрывно связана с его главной святыней — Казанской иконой Божией Матери. В 1708 году царица ­Прасковья Федоровна, вдова царя Ивана, брата Петра I, переехав на жительство из Москвы в Петербург, привезла с собой список (копию) иконы. Хранилась она в деревянной церкви Рождества Богородицы на Петербургском острове вблизи Гостиного двора. Она была маленькой, и тогда Петр I повелел построить для этой иконы новую церковь.

В 1723 году он утвердил проект каменного храма на Васильевском острове, подготовленный Доменико Трезини. Церковь предполагалось возвести на очищенной от леса территории на углу Большого проспекта и 6‑й линии. Однако к строительству храма так и не приступили из‑за недостатка собранных средств. Вместо него в 1729 году была построена временная деревянная церковь, освященная по настоянию Синода во имя святого апостола Андрея Первозванного. (В 1764 году она уступила место существующему Андреевскому собору архитектора Александра Виста.)

Илл.6.jpg
Булыжная мостовая середины XVIII века, сохранившаяся под слоем земли на территории Казанского сквера, 2000 г. / ФОТО автора

В марте 1730 года в преддверии коронации Анны Иоанновны Трезини был вызван к ней в ­Москву «со всеми чертежами сооруженных им зданий» и моделями. Есть основание полагать, что в ­Москве Трезини представил императрице свой неосуществленный проект Рождественской церкви на ­Васильевском острове. Указ Петра о ее строительстве никто не отменял, а Анна Иоанновна считала себя наследницей его славных дел.

По возвращении в Петербург императрица 19 февраля 1733 года «в зимнем своем доме» приказала: деревянную Рождественскую церковь «на Санкт Питербургском острову разобрать и построить новую в тое же имя на Першпективной дороге». Выбор места не случаен: предстояло закрепить в памяти народной историческое событие — возвращение ­императрицы в свою столицу по проспекту, украшенному триумфальными арками.

Церемония закладки состоялась 6 сентября 1733 года в присутствии всего двора и высшего духовенства. Неизвестно, был ли при этом автор проекта Доменико Трезини. Престарелый архитектор давно болел и вскоре, 4 февраля 1734 года, скончался. Строительство храма продолжалось несколько лет, освящение во имя Рождества Пресвятой Богородицы состоялось 13 июня 1737 года.

Рождественская церковь выгодно отличалась от Петропавловского собора обилием декоративной скульптуры. На чертеже из коллекции Берхгольца можно угадать фигуры Иоанна Крестителя с крестом и апостола Павла с мечом. Скульптура была убрана в 1764 году, когда архитектор Семен Волков перестроил купол и колокольню, увеличив высоту шпиля до 28 саженей.

В краеведческой литературе встречается утверждение, что вокруг церкви был сад. Раскопки показали, что территория была замощена булыжником. Вымостка залегает на глубине около одного метра. По найденным монетам ее удалось датировать 1760‑ми годами. Еще на полметра глубже была обнаружена более ранняя булыжная мостовая, относящаяся ко времени постройки храма в 1730‑х годах.

Церковь Рождества Богородицы не разбирали вплоть до окончания в 1811 году строительства рядом нового храма — Казанского собора. Западный придел в нем освящен во имя Рождества Богородицы; в него был перенесен иконостас из разобранной церкви…

В настоящее время Казанский сквер, состоящий под охраной государства как памятник садового искусства, в значительной степени утратил свой исторический облик. Между тем имеются все материалы для его реставрации. Известен полный список некогда бывших здесь декоративных кустарников и цветов. Вероятно, заслуживают охраны не только обнаруженные фундаменты первого Казанского собора, но и найденные археологами булыжные мостовые. В свое время поднимался даже вопрос об их музеефикации.

В память о Рождественской церкви (первый Казанский собор) было бы нелишним установить на территории отреставрированного сквера макет церкви Рождества Богородицы архитектора Доменико Трезини.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #церковь #архитектор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7366) от 02.03.2023 под заголовком «Рождественская церковь на Першпективной дороге».


Комментарии