Ровное место

Может показаться удивительным, но ограда Собственного (Разводного) сада Зимнего дворца стала «жертвой» первого коммунистического субботника в Петрограде, состоявшегося 1 мая 1920 года. Почему-то новой власти она показалась особенно ярким символом старого мира, который непременно нужно было разрушить до основания...

Ровное место | Рабочие и красноармейцы разбирают ограду сада у Зимнего дворца, 1 мая 1920 г. Автор съемки неизвестен. Фото из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Рабочие и красноармейцы разбирают ограду сада у Зимнего дворца, 1 мая 1920 г. Автор съемки неизвестен. Фото из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Сквер перед западным фасадом Зимнего дворца на прежней Разводной площади был обустроен в 1896 году. До этого здесь обычно проводились разводы караулов и устраивались смотры войск. Сквер разбил садовник Р. Ф. Катцер по проекту архитектора Н. И. Крамского – сына живописца. Вокруг сквера установили кованую решетку, изготовленную по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера. Ее изготовлением занималась рижская мастерская Ф. А. Энгельсона. Для выполнения работы владелец открыл филиал на Пудожской ул., 4.

В мае 1900 года кованая решетка, двое ворот и 36 ваз были готовы. Все звенья ковались вручную, в их изготовлении участвовали более двухсот квалифицированных мастеров. «Вся решетка, до мельчайших деталей, выкована исключительно от руки, из лучшего шведского железа; при этой работе не употреблялось ни штампов, ни прессов, ни паровых молотов, – отмечалось в журнале «Зодчий». – На этой решетке, выдержанной в стиле Людовика ХV, работало в среднем только 12 человек иностранных художников кузнецов, все же остальное сделано русскими рабочими как здешними, так и из балтийских губерний, работавшими под постоянным личным руководством Ф. А. Энгельсона».

В том же 1900 году ворота, четыре звена решетки и шесть ваз отправили на Всемирную выставку в Париже. Как отмечалось в журнале «Строитель», ограда привлекла «всеобщее внимание как среди посетителей ее, так и главным образом среди специалистов. Жюри экспертов, детально осмотрев выставленную часть ограды, единогласно постановило наградить экспонирующий ее завод двумя высшими наградами».

После выставки ограду смонтировали у Зимнего дворца. Каждое ее звено украшал золоченый двуглавый орел или изящный вензель под императорской короной – переплетенные буквы «Н» и «А» (Николай и Александра). Неудивительно, что в дни Февральской революции гербы завесили красными полотнищами, орлов и монограммы потом выломали, а короны с вершин столбов сорвали. В первую годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1918 года, на фундаменте одного из звеньев решетки установили гипсовый бюст Радищева.

Но окончательную точку в истории ограды Собственного сада поставил Первомай 1920 года. «Тысячи красноармейцев, моряков, рабочих пришли к огромной куче кирпича и камня около бывшего Зимнего дворца, – сообщалось в «Петроградской правде». – С радостными улыбками, шутками, со смехом, кое-где с песнями приложили они свои мозолистые руки к этой горе камня, и закипела дружная работа. Повезли на тележках-тяжеловозах большие камни, на лошадях и просто на себе, впрягаясь по тридцать, по сорок человек, побежали по цепи из рук в руки кирпичи в вагонетки, покатились по стальным нитям ручные вагончики».

Всего в субботнике у Зимнего дворца приняли участие семь тысяч человек. Для вывоза мусора было мобилизовано десять грузовиков, 150 ломовых подвод, специально для субботника была проложена узкоколейная железная дорога, по которой участники «праздника труда» толкали сто вагонеток.

«В пять часов раздались сигнальные выстрелы о прекращении субботника, – говорилось в «Петроградской правде». – На месте решетки, там, где были безобразные груды камней, осталось чистое и ровное место. Все кирпичи погружены в баржи, цокольные камни, из которых некоторые достигали до 300 пудов, стащены к набережной громадным паровым краном. Всего было перетащено 127 тыс. пудов тяжестей».

Впрочем, после субботника все эти «тяжести» еще долго продолжали лежать у набережной Невы. Только в середине 1920-х годов по просьбе рабочих Краснопутиловского завода бывшую дворцовую решетку (всего 26 звеньев) установили у сада Девятого Января на проспекте (тогда улице) Стачек. Проект составил архитектор Л. А. Ильин. На месте двуглавых орлов и вензелей зияли большие дыры. Только при реставрации в начале 1990-х годов на свое прежнее место вернулась часть восстановленных орлов и вензелей. Нередко звучат предложения: а не вернуть ли вообще замечательную мельцеровскую решетку обратно к Зимнему дворцу?..



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (5458) от 15.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».