Ровное место

Может показаться удивительным, но ограда Собственного (Разводного) сада Зимнего дворца стала «жертвой» первого коммунистического субботника в Петрограде, состоявшегося 1 мая 1920 года. Почему-то новой власти она показалась особенно ярким символом старого мира, который непременно нужно было разрушить до основания...

Ровное место | Рабочие и красноармейцы разбирают ограду сада у Зимнего дворца, 1 мая 1920 г. Автор съемки неизвестен. Фото из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Рабочие и красноармейцы разбирают ограду сада у Зимнего дворца, 1 мая 1920 г. Автор съемки неизвестен. Фото из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Сквер перед западным фасадом Зимнего дворца на прежней Разводной площади был обустроен в 1896 году. До этого здесь обычно проводились разводы караулов и устраивались смотры войск. Сквер разбил садовник Р. Ф. Катцер по проекту архитектора Н. И. Крамского – сына живописца. Вокруг сквера установили кованую решетку, изготовленную по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера. Ее изготовлением занималась рижская мастерская Ф. А. Энгельсона. Для выполнения работы владелец открыл филиал на Пудожской ул., 4.

В мае 1900 года кованая решетка, двое ворот и 36 ваз были готовы. Все звенья ковались вручную, в их изготовлении участвовали более двухсот квалифицированных мастеров. «Вся решетка, до мельчайших деталей, выкована исключительно от руки, из лучшего шведского железа; при этой работе не употреблялось ни штампов, ни прессов, ни паровых молотов, – отмечалось в журнале «Зодчий». – На этой решетке, выдержанной в стиле Людовика ХV, работало в среднем только 12 человек иностранных художников кузнецов, все же остальное сделано русскими рабочими как здешними, так и из балтийских губерний, работавшими под постоянным личным руководством Ф. А. Энгельсона».

В том же 1900 году ворота, четыре звена решетки и шесть ваз отправили на Всемирную выставку в Париже. Как отмечалось в журнале «Строитель», ограда привлекла «всеобщее внимание как среди посетителей ее, так и главным образом среди специалистов. Жюри экспертов, детально осмотрев выставленную часть ограды, единогласно постановило наградить экспонирующий ее завод двумя высшими наградами».

После выставки ограду смонтировали у Зимнего дворца. Каждое ее звено украшал золоченый двуглавый орел или изящный вензель под императорской короной – переплетенные буквы «Н» и «А» (Николай и Александра). Неудивительно, что в дни Февральской революции гербы завесили красными полотнищами, орлов и монограммы потом выломали, а короны с вершин столбов сорвали. В первую годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1918 года, на фундаменте одного из звеньев решетки установили гипсовый бюст Радищева.

Но окончательную точку в истории ограды Собственного сада поставил Первомай 1920 года. «Тысячи красноармейцев, моряков, рабочих пришли к огромной куче кирпича и камня около бывшего Зимнего дворца, – сообщалось в «Петроградской правде». – С радостными улыбками, шутками, со смехом, кое-где с песнями приложили они свои мозолистые руки к этой горе камня, и закипела дружная работа. Повезли на тележках-тяжеловозах большие камни, на лошадях и просто на себе, впрягаясь по тридцать, по сорок человек, побежали по цепи из рук в руки кирпичи в вагонетки, покатились по стальным нитям ручные вагончики».

Всего в субботнике у Зимнего дворца приняли участие семь тысяч человек. Для вывоза мусора было мобилизовано десять грузовиков, 150 ломовых подвод, специально для субботника была проложена узкоколейная железная дорога, по которой участники «праздника труда» толкали сто вагонеток.

«В пять часов раздались сигнальные выстрелы о прекращении субботника, – говорилось в «Петроградской правде». – На месте решетки, там, где были безобразные груды камней, осталось чистое и ровное место. Все кирпичи погружены в баржи, цокольные камни, из которых некоторые достигали до 300 пудов, стащены к набережной громадным паровым краном. Всего было перетащено 127 тыс. пудов тяжестей».

Впрочем, после субботника все эти «тяжести» еще долго продолжали лежать у набережной Невы. Только в середине 1920-х годов по просьбе рабочих Краснопутиловского завода бывшую дворцовую решетку (всего 26 звеньев) установили у сада Девятого Января на проспекте (тогда улице) Стачек. Проект составил архитектор Л. А. Ильин. На месте двуглавых орлов и вензелей зияли большие дыры. Только при реставрации в начале 1990-х годов на свое прежнее место вернулась часть восстановленных орлов и вензелей. Нередко звучат предложения: а не вернуть ли вообще замечательную мельцеровскую решетку обратно к Зимнему дворцу?..



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 085 (5458) от 15.05.2015.


Комментарии