Главная городская газета

Роскошь из-под утюга

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Роскошь из-под утюга | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В залах Музея семьи Бенуа в ГМЗ «Петергоф» открылась выставка «Украшения из разноцветных дерев...». Русская наборная мебель екатерининских времен, представленная на ней, интересна не только знатокам декоративного искусства и любителям старины.

Золотым веком русской наборной мебели специалисты считают времена Екатерины II. К тому времени в высших кругах общества стал формироваться «вкус к роскоши», в том числе и к модному убранству интерьеров. «Тренд», как бы сказали сегодня, шел из Европы. Модные французские карточные столы, угловые шкафчики, комоды, бюро-цилиндры брались как пример отечественными мастерами, которые творчески перерабатывали зарубежные образцы и изготовляли настоящие шедевры.

Искусство наборного дерева по-французски называют «маркетри», а по-русски – «наклейной», или «штучной», работой. Элементы мозаики укрепляли на поверхности с помощью рыбьего клея, специальных облицовочных молоточков и горячих железных утюгов. В отдельной витрине на выставке – всевозможные хитрые инструменты краснодеревщика...

Мебель украшали наборными геометрическими орнаментами и ландшафтами. В духе идей французского просвещения образы замков нередко соседствовали с сельской идиллией. А еще чаще изображали композиции, прославлявшие Россию: ее военные победы (разгром Османской империи), успехи градостроительства (например, в Твери), расцвет усадеб.

– Русские мастера учились на привозных европейских образцах мебели, копировали их, но делали это по-своему, а в результате создали наш неповторимый национальный стиль, – отмечает куратор выставки Ольга Кислицына, хранитель музейных предметов ГМЗ «Петергоф». – Русские наборные изделия очень яркие, красочные. А причина в том, что мастера использовали контрастные по цвету породы древесины.

Среди экспонатов – работы первоклассных мастеров XVIII века Никифора Васильева, Христиана Мейера, Матвея Веретенникова. Их имена теперь не только хорошо известны в России, но и попали в европейские энциклопедические издания.

Собранные экспонаты – из фондов музея-заповедника «Петергоф», Эрмитажа, а также из частного собрания петербургского коллекционера Михаила Карисалова. По его словам, на собирание коллекции ушло три десятилетия. На этой выставке Карисалов впервые представил свои мебельные раритеты широкой публике. Кроме предметов в экспозиции три десятка произведений графики, многие из которых запечатлели мебель, утраченную во время Великой Отечественной войны.

Практически за каждым экспонатом – своя занимательная история. Вот стол для игр в триктрак и шахматы из собрания ГМЗ «Петергоф». В свое время его приобрели для великого князя Петра Федоровича – будущего императора Петра III. А изготовил это мебельное чудо «иноземец» – английский столярный мастер Джон Лоут, живший «на Васильевском острову на Малой перспективе во второй линии».

Немало на выставке карточных столов. Один из них, украшенный выгравированной колодой, принадлежал карточному фабриканту французу Бернарду Рамбоа и служил рекламой продукции его фирмы. В конце 70-х годов XVIII века он покинул Россию, а стол в паре с таким же попал в коллекцию Юсуповых. В конце 1920-х – начале 1930-х годов оба стола, как и многие другие предметы антиквариата, были проданы за границу – государство победившей диктатуры пролетариата нуждалось в деньгах. Только в прошлом году вещи вернулись из Европы в Россию: Эрмитаж выкупил их у частного лица.

– С наборной мебелью вообще большая проблема: она требует очень бережного и профессионального ухода, без этого она быстро приходит в ветхость. Предметы наборной мебели очень трудно сохранить, поэтому собрать даже такое количество вещей, как на этой выставке, – большое событие. Последняя выставка наборной мебели проходила в Эрмитаже больше сорока лет назад, в 1973 году, – рассказала Наталья Гусева, заместитель заведующего отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Добавим, что нынешняя выставка несомненно оставит свой след в истории: ее сопровождает роскошный иллюстрированный каталог.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook