Романсы для Желанной

Весной 1868 года в составе итальянской оперной труппы в России выступала французская певица бельгийского происхождения Дезире Арто. Дочь известного валторниста, профессора Брюссельской консерватории, ученица великой Полины Виардо, она успела до премьеры в России прославиться в Париже, покорить Берлин и Варшаву.

Романсы для Желанной | Таким запечатлел певицу Дезире Арто французский художник Шарль-Луи Бонье (C.-L. Baugniet) в 1857 году, за десять лет до ее встречи с Чайковским. Открытка из коллекции автора.

Таким запечатлел певицу Дезире Арто французский художник Шарль-Луи Бонье (C.-L. Baugniet) в 1857 году, за десять лет до ее встречи с Чайковским. Открытка из коллекции автора.

Ослепительный успех имела Дезире Арто и в Москве. Слушатели были потрясены искрящимся тембром ее нежного и страстного голоса, виртуозными фиоритурами и трелями. Ангельская белизна рук и шеи и удивительная грация осанки дополняли ее изысканный облик...

Осенью 1868-го та же труппа снова появилась в Москве. Спектакли шли с успехом исключительно благодаря Дезире Арто. Чайковский стал одним из самых страстных поклонников певицы. «Для многих из тогдашней музыкальной молодежи, – писал друг Чайковского критик Герман Ларош, – прежде всего для Петра Ильича, Арто явилась как бы олицетворением драматического пения, богинею оперы...»

Чайковский и Дезире Арто были представлены друг другу в первый ее приезд. Осенью знакомство продолжилось. В ноябре 1868 года Чайковский написал и посвятил Дезире проникновенный романс фа минор ор. 5, доныне очень популярную фортепианную пьесу. «Мы воспламенились друг к другу весьма нежными чувствами, и взаимные признания немедленно засим воспоследовали», – писал Чайковский отцу в декабре, сообщая, что в будущем году намерен жениться. Отец ответил обстоятельным письмом, в котором были такие слова: «Дезире, то есть желанная (в переводе с французского. – Л. К.-О.), непременно должна быть прекрасна во всех отношениях, потому что мой сын Петр в нее влюбился».

Однако мать Дезире воспротивилась этому браку. Она боялась, что Чайковский заставит дочь жить в «ужасной России», что он слишком молод и не имеет веса в музыкальном мире.

В 1868 году Чайковскому было 28 лет. Два года назад он окончил Петербургскую консерваторию и переехал в Москву, где по приглашению пианиста и дирижера Николая Рубинштейна два года преподавал в Московской консерватории. Он уже был известен как автор Первой симфонии, работал над увертюрой «Ромео и Джульетта». Друзья, особенно Николай Рубинштейн, беспокоились, что Чайковский, вынужденный ездить за женой по всей Европе, перестанет творить, и уверяли, что статус мужа примадонны вообще жалок...

Чайковский мучился в раздумьях, а в январе 1869 года (по другим сведениям, в сентябре) Дезире Арто вышла замуж. Ее избранником стал испанский певец (баритон) Мариано Падилла-и-Рамос. Чайковскому о свадьбе она не написала ни слова.

Осенью 1869 года Дезире Арто снова гастролировала в Москве. «Эта женщина причинила мне много огорчений, – писал Чайковский брату Модесту, – но меня влечет к ней какая-то непреодолимая симпатия до такой степени, что я начинаю с лихорадочным нетерпением поджидать ее приезда».

Вскоре Арто появилась в Большом театре. Друг Чайковского музыкальный критик Николай Кашкин вспоминал: «При появлении артистки на сцене он закрылся биноклем и не отнимал его от глаз до конца действия, но едва ли много мог видеть, потому что у него самого из-под бинокля катились слезы, которых он как будто не замечал».

С 15 ноября по 19 декабря 1869 года Чайковский создал цикл необыкновенно красивых и проникновенных романсов (ор. 6). Каждый из них посвящен ближайшим друзьям, но все романсы говорят о любви Чайковского к Дезире. Она высоко оценила романсы, но не исполняла их; зато Полина Виардо, которая великолепно знала русский язык, пела их с огромным успехом.

Спустя семь лет, во время гастролей в Москве в сезоне 1875/76 годов, произошла следующая встреча Чайковского и Арто. Композитор долго молчал, глядя ей вслед. Потом расхохотался и сказал: «И я думал, что влюблен в нее!..» – однако не сарказм, а боль слышалась в его голосе.

В последний раз в Петербурге Дезире Арто пела в сезоне 1876/77 годов и больше никогда не приезжала в Россию. А в мае 1877 года Чайковский женился... Увы, попытка создать семью оказалась несчастливой...

По мнению музыковеда Лидии Соколовой, многие романсы Чайковского посвящены теме утраченного счастья, а мелодии их рассчитаны на вокальный диапазон Дезире Арто. Ее имя – Дезире – отдано принцу в балете «Спящая красавица», о любви к ней написана симфоническая фантазия «Фатум», позднее уничтоженная композитором.

Дезире Арто и Чайковский встретились снова в январе 1888 года в Берлине. К тому времени слава композитора гремела по всей Европе, предстояли триумфальные гастроли в Великобритании и Америке. Чайковский писал брату Модесту: «Вчера был торжественный обед у Бока. На нем была Арто. Я был невыразимо рад ее видеть. Мы немедленно подружились, не касаясь ни единым словом прошлого. Муж ее душил меня в своих объятиях... Старушка столь же очаровательна, сколько и 20 лет тому назад».

Певица, которая к тому времени уже закончила свою карьеру, попросила в память о былых чувствах написать романс. И летом 1888 года Чайковский выполнил ее просьбу, посвятив ей цикл «Шесть мелодий для пения и фортепиано на стихи французских поэтов» (в переводе Н. Горчаковой).

В начале 1890 года Арто исполнила эти романсы на вечере музыки Чайковского в Париже. Композитор писал ей 25 февраля (9 марта) 1890 года: «Спасибо, тысячу раз спасибо за то, что Вы пели мои романсы. Я у Ваших ног, целую Ваши дорогие руки...».

Спустя пять лет Чайковский одновременно с работой над Шестой симфонией создал и последний цикл романсов – на стихи Даниила Ратгауза. В каждом из них говорится о неизжитом горе былой потери. Романсы посвящены Николаю Фигнеру, но духовно они обращены к Дезире Арто и звучат как последняя вспышка любви, как прощальное обращение к Желанной.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5594) от 27.11.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.