Романсы для Желанной

Весной 1868 года в составе итальянской оперной труппы в России выступала французская певица бельгийского происхождения Дезире Арто. Дочь известного валторниста, профессора Брюссельской консерватории, ученица великой Полины Виардо, она успела до премьеры в России прославиться в Париже, покорить Берлин и Варшаву.

Романсы для Желанной | Таким запечатлел певицу Дезире Арто французский художник Шарль-Луи Бонье (C.-L. Baugniet) в 1857 году, за десять лет до ее встречи с Чайковским. Открытка из коллекции автора.

Таким запечатлел певицу Дезире Арто французский художник Шарль-Луи Бонье (C.-L. Baugniet) в 1857 году, за десять лет до ее встречи с Чайковским. Открытка из коллекции автора.

Ослепительный успех имела Дезире Арто и в Москве. Слушатели были потрясены искрящимся тембром ее нежного и страстного голоса, виртуозными фиоритурами и трелями. Ангельская белизна рук и шеи и удивительная грация осанки дополняли ее изысканный облик...

Осенью 1868-го та же труппа снова появилась в Москве. Спектакли шли с успехом исключительно благодаря Дезире Арто. Чайковский стал одним из самых страстных поклонников певицы. «Для многих из тогдашней музыкальной молодежи, – писал друг Чайковского критик Герман Ларош, – прежде всего для Петра Ильича, Арто явилась как бы олицетворением драматического пения, богинею оперы...»

Чайковский и Дезире Арто были представлены друг другу в первый ее приезд. Осенью знакомство продолжилось. В ноябре 1868 года Чайковский написал и посвятил Дезире проникновенный романс фа минор ор. 5, доныне очень популярную фортепианную пьесу. «Мы воспламенились друг к другу весьма нежными чувствами, и взаимные признания немедленно засим воспоследовали», – писал Чайковский отцу в декабре, сообщая, что в будущем году намерен жениться. Отец ответил обстоятельным письмом, в котором были такие слова: «Дезире, то есть желанная (в переводе с французского. – Л. К.-О.), непременно должна быть прекрасна во всех отношениях, потому что мой сын Петр в нее влюбился».

Однако мать Дезире воспротивилась этому браку. Она боялась, что Чайковский заставит дочь жить в «ужасной России», что он слишком молод и не имеет веса в музыкальном мире.

В 1868 году Чайковскому было 28 лет. Два года назад он окончил Петербургскую консерваторию и переехал в Москву, где по приглашению пианиста и дирижера Николая Рубинштейна два года преподавал в Московской консерватории. Он уже был известен как автор Первой симфонии, работал над увертюрой «Ромео и Джульетта». Друзья, особенно Николай Рубинштейн, беспокоились, что Чайковский, вынужденный ездить за женой по всей Европе, перестанет творить, и уверяли, что статус мужа примадонны вообще жалок...

Чайковский мучился в раздумьях, а в январе 1869 года (по другим сведениям, в сентябре) Дезире Арто вышла замуж. Ее избранником стал испанский певец (баритон) Мариано Падилла-и-Рамос. Чайковскому о свадьбе она не написала ни слова.

Осенью 1869 года Дезире Арто снова гастролировала в Москве. «Эта женщина причинила мне много огорчений, – писал Чайковский брату Модесту, – но меня влечет к ней какая-то непреодолимая симпатия до такой степени, что я начинаю с лихорадочным нетерпением поджидать ее приезда».

Вскоре Арто появилась в Большом театре. Друг Чайковского музыкальный критик Николай Кашкин вспоминал: «При появлении артистки на сцене он закрылся биноклем и не отнимал его от глаз до конца действия, но едва ли много мог видеть, потому что у него самого из-под бинокля катились слезы, которых он как будто не замечал».

С 15 ноября по 19 декабря 1869 года Чайковский создал цикл необыкновенно красивых и проникновенных романсов (ор. 6). Каждый из них посвящен ближайшим друзьям, но все романсы говорят о любви Чайковского к Дезире. Она высоко оценила романсы, но не исполняла их; зато Полина Виардо, которая великолепно знала русский язык, пела их с огромным успехом.

Спустя семь лет, во время гастролей в Москве в сезоне 1875/76 годов, произошла следующая встреча Чайковского и Арто. Композитор долго молчал, глядя ей вслед. Потом расхохотался и сказал: «И я думал, что влюблен в нее!..» – однако не сарказм, а боль слышалась в его голосе.

В последний раз в Петербурге Дезире Арто пела в сезоне 1876/77 годов и больше никогда не приезжала в Россию. А в мае 1877 года Чайковский женился... Увы, попытка создать семью оказалась несчастливой...

По мнению музыковеда Лидии Соколовой, многие романсы Чайковского посвящены теме утраченного счастья, а мелодии их рассчитаны на вокальный диапазон Дезире Арто. Ее имя – Дезире – отдано принцу в балете «Спящая красавица», о любви к ней написана симфоническая фантазия «Фатум», позднее уничтоженная композитором.

Дезире Арто и Чайковский встретились снова в январе 1888 года в Берлине. К тому времени слава композитора гремела по всей Европе, предстояли триумфальные гастроли в Великобритании и Америке. Чайковский писал брату Модесту: «Вчера был торжественный обед у Бока. На нем была Арто. Я был невыразимо рад ее видеть. Мы немедленно подружились, не касаясь ни единым словом прошлого. Муж ее душил меня в своих объятиях... Старушка столь же очаровательна, сколько и 20 лет тому назад».

Певица, которая к тому времени уже закончила свою карьеру, попросила в память о былых чувствах написать романс. И летом 1888 года Чайковский выполнил ее просьбу, посвятив ей цикл «Шесть мелодий для пения и фортепиано на стихи французских поэтов» (в переводе Н. Горчаковой).

В начале 1890 года Арто исполнила эти романсы на вечере музыки Чайковского в Париже. Композитор писал ей 25 февраля (9 марта) 1890 года: «Спасибо, тысячу раз спасибо за то, что Вы пели мои романсы. Я у Ваших ног, целую Ваши дорогие руки...».

Спустя пять лет Чайковский одновременно с работой над Шестой симфонией создал и последний цикл романсов – на стихи Даниила Ратгауза. В каждом из них говорится о неизжитом горе былой потери. Романсы посвящены Николаю Фигнеру, но духовно они обращены к Дезире Арто и звучат как последняя вспышка любви, как прощальное обращение к Желанной.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5594) от 27.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...