Главная городская газета

Роковое вольнолюбие

  • 24.10.2014
  • Людмила Юрковская, Владимир Кузнецов
  • Рубрика Наследие
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Партбилет как библия

О чем мечтал и к чему стремился «новый человек» Читать полностью

Двенадцатый

После побега выжить удалось только ему одному Читать полностью

Автограф на стене

Звука выстрела Алексей не расслышал, только почувствовал, как дрогнула под ногами земля и горячая волна швырнула его на дно оврага. Читать полностью

Блокадный конь Васька

C группой выздоравливающих был отправлен для окончательной поправки здоровья «на природу» - Карельский перешеек... Читать полностью

Сувенир из прошлого

Предлагаю к дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады испечь хлеб по блокадному рецепту. Читать полностью

Живу за маму и сестру

Жили мы в Петергофе. Когда началась война, дома остались мама, младшая сестренка Зоя и я. Читать полностью
Реклама
Реклама
Роковое вольнолюбие |

Лермонтов и Политехнический институт _ совершенно разные эпохи. Казалось бы, что может быть между ними общего? Однако, как ни странно, существует связующая их нить, и это личность первого директора Политехнического института Андрея Григорьевича Гагарина (1855 _ 1920).

Студенты советских лет только краем уха слышали о князе-директоре, о его изобретениях, о том, что он послужил прототипом героя повести Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». В ходе нашей исследовательской работы раскрывались все новые грани личности Андрея Гагарина. Одной из загадок было происхождение его демократических взглядов _ таких нестандартных для круга высшего чиновничества того времени.

Исследование биографии А. Г. Гагарина совершенно неожиданно вывело нас на лермонтовскую тему: обнаружилось удивительное пересечение судеб великого поэта и представителей древнего русского дворянского рода Гагариных.

С Лермонтовым был близко знаком отец Андрея Гагарина _ Григорий Григорьевич Гагарин, проявивший себя как военный, дипломат, художник, архитектор. Он воплощал в себе уникальное соединение аристократизма и необыкновенного трудолюбия. Любовь к вольности роднила Григория Гагарина с Михаилом Лермонтовым. Оба были участниками «Кружка шестнадцати», возникшего в Петербурге в 1838 году.

Политические воззрения кружковцев находились под сильным влиянием декабризма. Как вспоминал один из участников кружка, разговоры в нем велись так, как будто не существовало Третьего отделения. В общество входили представители наиболее прогрессивной, думающей части блестящего дворянства: Александр Столыпин-Монго, Александр Долгоруков (будущий свояк Г. Г. Гагарина), братья Шуваловы, двоюродный брат Григория Григорьевича Гагарина _ Иван Гагарин и другие.

В 1840 году кружок раскрыли, но благодаря влиятельным родственникам делу не было дано хода. Его участников отправили в негласную ссылку _ на Кавказ, где шла война с горцами. Ссылка Гагарина была облечена в форму официального назначения: его направили в Кавказскую миссию в качестве чиновника по особым поручениям.

И Лермонтов, и Гагарин принимали участие в боевых действиях. Во время нахождения на Кавказе в 1840 _ 1841 годах они были особенно дружны, одно время даже жили в одной палатке. Уважение к мужеству и достоинству противника нашло выражение в их совместных работах: в некоторых из них Лермонтов был рисовальщиком, а Гагарин раскрашивал акварелью. Наиболее известна работа Гагарина «Эпизод из сражения при Валерике», в котором принимал участие сам Лермонтов. Впоследствии на основе своих впечатлений Гагарин создал живописный цикл из истории Кавказской войны.

Кстати, пару лет назад в филиале Русского музея _ Инженерном замке состоялась выставка с неожиданным названием «Сон как явь», на которой была представлена акварель Григория Гагарина с одноименным названием, написанная на сюжет стихотворения Лермонтова («В полдневный жар в долине Дагестана // С свинцом в груди лежал недвижим я...»). Это стихотворение _ предсказание поэтом своей смерти.

Уже спустя много лет после гибели Лермонтова, в 1856 году, Григорий Гагарин обратился к «сотворчеству» с поэтом, когда ставил в Зимнем дворце живые картины по произведениям Пушкина и Лермонтова...

Находясь долгое время на Кавказе, Г. Г. Гагарин много сделал для изучения и сохранения культуры этого удивительного края. Он принимал участие в обмерах и реставрации древних храмов, расписал Сионский храм в Тифлисе, там же построил театр и создал художественное училище. И это все абсолютно бескорыстно.

Однако вольнолюбивый дух помешал ему, когда за свои заслуги он стал вице-президентом Академии художеств. Назначение Гагарина в Академию художеств было встречено с неудовольствием многими ее членами. В тот период академия являлась весьма консервативным и несколько ретроградным учреждением, против чего выступила группа молодых художников. Этот эпизод вошел в историю как «бунт четырнадцати».

Будучи вице-президентом Академии художеств, Г. Г. Гагарин пытался в какой-то степени модернизировать это учреждение. Убедившись в безнадежности своих стараний, он подал в отставку, написав в прошении, что считает «бесчестным занимать место, которое лишено всяких занятий и, следовательно, всякой пользы».

Несомненно, что вольнолюбие Г. Г. Гагарина сформировалось под влиянием Михаила Лермонтова. Передалось оно и Андрею Гагарину _ первому директору Политехнического института. Острое чувство справедливости было родовой чертой Гагариных. В ходе первой русской революции эти качества стали причиной отставки первого директора Политехнического института.

Людмила ЮРКОВСКАЯ, Владимир КУЗНЕЦОВ,
ведущие научные сотрудники историко-технического музея
нынешнего Политехнического университета

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook