Новатор, сын сапожника. Что мы знаем об архитекторе учебного театра «На Моховой»

Рихард Андреевич Берзен - не самый известный архитектор дореволюционного Петербурга. Хотя свой след, несомненно, он оставил, будучи одним из основоположников «кирпичного стиля» и раннего модерна в нашем городе. По мнению историка архитектуры Бориса Кирикова, возведенное Берзеном здание Тенишевского училища (ныне учебный театр «На Моховой») заслуживает самой высокой оценки. В том числе и своим новаторством.

Новатор, сын сапожника. Что мы знаем об архитекторе учебного театра «На Моховой» | ФОТО из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга предоставлено Сергием Коллиандером

ФОТО из Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга предоставлено Сергием Коллиандером

- Обратите внимание на фасады здания, выходящие во двор: это же в чистом виде предвестие конструктивизма, до фактического наступления которого было еще как минимум четверть века, - говорит Кириков.

С особым пиететом относятся к фигуре Рихарда Берзена в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга: именно по проекту этого архитектора в 1905 - 1907 годах было построено здание на Псковской улице, в котором с 1926 года размещается архив. Правда, возводили его совсем для других целей: в нем помещалось Коломенское отделение городского ломбарда. Большое помещение на первом этаже (с высоким потолком и огромными окнами) - в нем когда-то проходили аукционы - давно уже служит читальным залом архива.

До недавнего времени об архитекторе известно было совсем немного. Готовясь к 150-летию со дня его рождения, которое приходится на декабрь нынешнего года, сотрудники архива разыскали любопытные документы. Фактически впервые им удалось собрать воедино биографические данные о Берзене и членах его семьи. Как рассказала заведующая читальным залом Мария Перекалина, сначала в фонде Института гражданских инженеров нашли личное дело архитектора, затем метрические записи, и поиск закрутился.

Выяснилось, что Рихард Берзен родом из прибалтийских немцев. Его отец был сапожником, выходцем из города Якобштадта Лифляндской губернии (ныне Екабпилс в Латвии). Рихард обучался в Главном немецком училище при Петроградской евангелической церкви Св. Петра, затем в Институте гражданских инженеров.

- Сохранилось свидетельство, выданное петербургской ремесленной управой, что вдова «мастера сапожного ремесла» Розина-Каролина-Луиза Берзен не имеет средств, чтобы оплатить обучение сына. И его освободили от платы за учебу и более того - назначили стипендию, - поясняет Перекалина.

Окончив в 1892 году институт, Берзен получил звание гражданского инженера. Многие годы преподавал в альма-матер и, конечно, строил. Список зданий, в проектировании которых он принимал участие, а также являлся производителем работ, - немаленький. Кроме двух уже названных это комплекс построек на территории Общины сестер милосердия Св. Георгия на Выборгской набережной, типографии товарищества «Р. Голике и А. Вильборг» на Звенигородской ул., 11. Кстати, дочь типографа и издателя Романа Романовича Голике была женой архитектора.

Стоит назвать также и здание С.-Петербургского училища дальнего плавания императора Петра I на Васильевском острове (22-я линия, 9) - ныне там помещается Морская академия им. С. О. Макарова. Немало он построил и самых обычных доходных домов в разных частях города.

Деятельность Берзена была отмечена на самом высоком уровне. В мае 1913 года по ходатайству Главного правления Российского общества Красного Креста император Николай II пожаловал архитектору чин действительного статского советника «во внимание к выдающимся отличиям и ревностной службе».

Любопытно, что еще при жизни Берзена его имя было увековечено на мемориальной доске, установленной внутри здания Института инженеров путей сообщения, где архитектор был «производителем работ» по возведению библиотеки и лаборатории. На мраморной доске были перечислены все лица, причастные к этой постройке. Памятная доска была установлена в декабре 1915 года. Спустя три года она была снята (вероятно, потому, что на ней значились слова «в благополучное царствование государя императора Николая II»), но, к счастью, ее не уничтожили: долгое время она служила подставкой в тепломеханической лаборатории. В 1990-е годы разбитую доску отреставрировали и установили на втором этаже при входе в научно-техническую библиотеку вуза...

При новой власти Рихард Берзен продолжал служить в Институте гражданских инженеров. Сохранилось его заявление ректору с просьбой предоставить ему отпуск для поездки в Финляндию, чтобы повидать жившую там дочь. И, спустя некоторое время, - заявление от 30 декабря 1925 года: «Не чувствуя необходимого прилива сил, я не осмеливаюсь приступить к возобновлению своих занятий в институте и принужден просить правление об отставке с сохранением права на социальное обеспечение по возвращении моем в Россию».

Затем Берзену разрешили выехать в Финляндию, где он прожил еще долгую жизнь - тридцать два года. Одно время работал чертежником в архитектурном бюро. Дожил до девяноста лет и умер в 1958 году. Его старшая дочь Ина Берзен вышла замуж за финского писателя шведского происхождения Фритьофа Коллиандера, стала художницей и иконописцем. Вместе с мужем они приняли православие. Внук Рихарда Берзена - православный священник Сергий Коллиандер, живущий ныне в Финляндии. Деда он хорошо помнит: по его словам, в семье его звали не Рихардом, а Ричардом. В памяти навсегда запечатлелись рождественские вечера, когда собиралась вся семья и дед, как патриарх, восседал за общим столом...

#история #архитектура #творчество #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6254) от 10.08.2018 под заголовком «Рихард, он же Ричард, сын сапожника».


Комментарии