Революция в песочнице

Большевик — в клетчатой кепке и шарфе, меньшевик — в котелке и с бабочкой, социалист-революционер — в лаптях с красным флагом «Земля и воля»... Беззлобные и вполне себе даже доброжелательные карикатуры на политические партии. Все это можно увидеть на почтовых открытках, выпускавшихся в России в 1917 году. О них рассказывает кандидат искусствоведения, исследователь, коллекционер Наталья МОЗОХИНА.

Революция в песочнице | Из коллекции Натальи Мозохиной

Из коллекции Натальи Мозохиной

— Наталья Александровна, невозможно не обратить внимание, что картон, на котором печатались открытки времен Первой мировой войны, желтый, тонкий, легко ломается...

— Да, из-за военных действий в Россию перестал поступать специальный «открыточный» картон из Западной Европы. Стали использовать другой, отечественный. И типографии, а вслед за ними и издатели стали предъявлять новые технические требования к характеру рисунков. Главным был пустой фон вокруг рисунка, необходимый для экономии красок.

К концу 1916 — началу 1917 гг. выпуск художественной открытки в России почти прекратился и подошел к тому уровню, который был на рубеже XIX — XX веков, в момент первых опытов отечественных издателей в этой области. Поэтому открытых писем, выпущенных в 1917 году, было крайне мало...

После Февральской революции позиции издателей разделились. Одни продолжали намеченную прежде линию, другие старались подстроиться под глобальные перемены, третьи же своей продукцией активно пропагандировали новый мир.

— До революции особенно популярны были художественные открытки издательства при Общине святой Евгении. Как оно повело себя в новых условиях?

— Постаралось сохранить свой стиль. Исходило из того, что события современности не должны затрагивать магистральную линию его издательской политики. Одним из завершающих издательских проектов Общины св. Евгении стала серия из двенадцати открыток Осипа Адольфовича Шарлеманя «Народная женская одежда великороссов». Она словно подводила итоги всей проделанной работе издательства, достойно завершала его существование.

Последним художником, чьи работы были опубликованы на открытках Общины св. Евгении, оказался Мстислав Добужинский. В августе 1917 года увидела свет серия с его эскизами костюмов к балетам «Тщетная предосторожность», «Мидас» и другим спектаклям, игравшимся на петроградских сценах.

Другим издательством, которое и после Февральской революции выпускало прежние открытки, было Любанское общество попечения о бедных. Его печатная традиция была не очень долгой: в 1903 — 1905 годах оно выпустило около полусотни видовых открыток, а в 1915 году, после длительного перерыва, стало издавать открытые письма с произведениями современных художников.

Оно хорошо поймало момент, когда с российского рынка ушли такие крупные издатели художников, как парижское издательство Ивана Лапина и фирма петербургского немца Рихарда Лютермана «Ришар». Любанское общество выпускало в основном пейзажи и картины, экспонировавшиеся на петроградских выставках. Последние открытки общества вышли в свет в начале осени 1917 года.

— А кто из издателей активно включился в новую жизнь?

— Некий петроградский издатель, скрывавшийся под аббревиатурой ТЭ (или ТЭК), после Февральской революции напечатал две серии открыток под условным названием «Дети-политики». Рисунки этой серии были созданы художниками Владимиром Табуриным и С. Кущенко (его инициалы не расшифрованы). Они продолжали традицию художницы-иллюстратора Елизаветы Бём изображать на открытках детей, играющих во взрослую жизнь.

Хотя открытки не датированы, только на волне событий февраля 1917 года могли возникнуть детские карикатуры Владимира Табурина — серия из десяти типажей революционной России, карикатурно представленных в образах детей. В своих рисунках художник отнесся с добрым юмором и к тем и другим, он лишь схватил узнаваемые детали, которые применительно к героям-детям выглядели довольно комично.

Например, на одной открытке мы видим двух малышей, отвернувшихся друг от друга со сжатыми кулачками. Подпись гласит: «Большевик и меньшевик». Социалист-революционер с пистолетом и красным флагом, а вот кадет — в шляпе и с портфелем. Серия из трех открыток Кущенко с изображением детей с лозунгами на красных флагах была выпущена сразу же после серии Табурина и тематически и стилистически продолжала ее...

Активной пропагандой политических изменений в стране занимались и некоторые благотворительные организации, отличавшиеся до Февральской революции достаточно верноподданническими настроениями. Например, Скобелевский комитет попечения о раненых, основанный в 1904 году. К массовому выпуску открыток он приступил только в годы Первой мировой, причем большая их часть была посвящена военным событиям.

С момента своего основания Скобелевский комитет находился под крылом Николаевской академии Генштаба. Тем разительнее перемены, произошедшие в комитете после Февральской революции. Была выпущена целая серия литографированных открыток по рисункам художников Николая Самокиша, Георгия Георгиева (Кадина) и Василия Сварога (Курочкина), посвященная событиям на улицах Петрограда. На них изображались митинги, баррикады, захваты полицейских участков, эвакуация раненых.

А еще один из сюжетов на злобу дня таков: женщина на телеге погоняет лошадь, внизу — подпись, воспринять которую можно весьма неоднозначно: «Продам хлеб — куплю заем свободы». На открытки же военной тематики, выпущенные Скобелевским комитетом ранее, после Февральской революции наносились «штампы» в виде перекрещенных красных флагов.

#революция #Наталья Мозохина

Комментарии