Революция и «Маскарад»

У пьесы в стихах «Маскарад», написанной в 1835 году, была довольно трудная судьба. Лермонтов мечтал увидеть ее на сцене, однако, представив ее в драматическую цензуру, получил отказ из-за «слишком резких страстей». Поэт несколько раз переделывал текст, добиваясь постановки своего детища на сцене Александринского театра. Но при жизни Лермонтова этого не произошло. Цензурный запрет довлел над «Маскарадом» и дальше.

Революция и «Маскарад» | Юрий Юрьев в роли Арбенина, 1917 г. Из фондов СПб музея театрального и музыкального искусства

Юрий Юрьев в роли Арбенина, 1917 г. Из фондов СПб музея театрального и музыкального искусства

Только в 1852 году в бенефис ведущей актрисы Александринского театра Марии Валберховой разрешили поставить несколько сцен драмы. Полностью спектакль был поставлен на сцене Александринки в 1864 году, но его сыграли всего пять раз, а затем сняли с репертуара. Существовало устойчивое мнение, что пьеса малосценична и неблагодарна для исполнителей главных ролей, особенно роли Арбенина.

Спустя почти полвека на сцене Александринского театра вновь задумали поставить «Маскарад». С 1911 года над спектаклем начали работать режиссер В. Э. Мейерхольд, художник А. Я. Головин и композитор А. К. Глазунов. Постановка готовилась шесть лет – срок необычайный в истории театра. В своих воспоминаниях Ю. М. Юрьев, исполнитель роли Арбенина, подробно рассказывал о долгих репетициях и длительных перерывах. О том, как необычайно требовательный к себе художник Головин на один только сбор необходимых ему материалов затратил не менее двух лет!

Внезапная смерть в 1912 году ведущего актера театра В. П. Далматова, прервавшая его работу над ролью Неизвестного, дала обильную пищу газетным острословам. Далматова называли «жертвой режиссерских ухищрений» и с едкой иронией вопрошали: «Доживут ли до премьеры остальные исполнители?».

Несмотря на начавшуюся в 1914 году Первую мировую войну, работа над «Маскарадом» не прекратилась. Вскоре трудности военного времени дали о себе знать. Краски и ткани «вздорожали» в разы, а холст для декораций оказался стратегическим материалом. Директор императорских театров В. А. Теляковский записал в своем дневнике 19 марта 1915 года: «Военное ведомство по случаю войны забрало весь холст, заготовленный для дирекции. Когда мы обратились к нашему поставщику, он нам заявил, что 7000 аршин 3-аршинного холста разрезал на портянки для войны».

Премьеру «Маскарада» назначили на 25 февраля 1917 года. В этот же день было запланировано чествование исполнителя роли Арбенина – Юрия Юрьева. Он отмечал юбилей – 25 лет на сцене. В городе было неспокойно, актеры с трудом добирались до театра через военные пикеты. Однако к началу спектакля зал был переполнен, в ложах сидели великие князья. Фактически под звуки первых выстрелов Февральской революции главный режиссер театра Е. П. Карпов вручил юбиляру подарок от императора – золотой портсигар, украшенный бриллиантовым орлом.

На следующий день, 26 февраля, несмотря на то что на улицах электричество не горело, все три императорских театра начали свои спектакли вовремя. Перед Александринкой в тот день шальной пулей был убит студент, артисты делились тем, что они видели на улицах – столкновения рабочих с войсками. В таком напряженном настроении прошел второй спектакль. На следующий день Теляковский позвонил Юрьеву: «Спектакль отменяется... по Литейной к Таврическому дворцу движутся толпы рабочих... Неминуемо кровавое столкновение... Не выходите из дому!». Через два дня Николай II отрекся от престола, и царская власть, а вместе с ней и императорские театры прекратили свое существование.

Сценическая история спектакля продолжилась и после революции, и снова с драматическими коллизиями. На протяжении 1920-х годов спектакль постоянно шел на сцене. Трижды на протяжении двух десятилетий его возобновлял сам режиссер Всеволод Мейерхольд. После его ареста в 1939 году спектакль продолжили играть «в редакции орденоносца Ю. Юрьева». Сценическая жизнь легендарного «Маскарада» прекратилась лишь в 1941 году – после того как в склад декораций театра попала зажигательная бомба. Однако и во время эвакуации, и после войны спектакль продолжали играть в концертном исполнении – без костюмов и декораций.

В 2003 году в Александринке «Маскарад» поставил режиссер Игорь Селин. А в сентябре 2014 года спектакль вернулся на сцену театра в том виде, в котором его поставили в 1917 году. Постановка Валерия Фокина называется «Маскарад. Воспоминания будущего». В программке значится: «По драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года». Так возродился легендарный и красивейший спектакль российской драматической сцены.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (5655) от 04.03.2016.


Комментарии