Революция и «Маскарад»

У пьесы в стихах «Маскарад», написанной в 1835 году, была довольно трудная судьба. Лермонтов мечтал увидеть ее на сцене, однако, представив ее в драматическую цензуру, получил отказ из-за «слишком резких страстей». Поэт несколько раз переделывал текст, добиваясь постановки своего детища на сцене Александринского театра. Но при жизни Лермонтова этого не произошло. Цензурный запрет довлел над «Маскарадом» и дальше.

Революция и «Маскарад» | Юрий Юрьев в роли Арбенина, 1917 г. Из фондов СПб музея театрального и музыкального искусства

Юрий Юрьев в роли Арбенина, 1917 г. Из фондов СПб музея театрального и музыкального искусства

Только в 1852 году в бенефис ведущей актрисы Александринского театра Марии Валберховой разрешили поставить несколько сцен драмы. Полностью спектакль был поставлен на сцене Александринки в 1864 году, но его сыграли всего пять раз, а затем сняли с репертуара. Существовало устойчивое мнение, что пьеса малосценична и неблагодарна для исполнителей главных ролей, особенно роли Арбенина.

Спустя почти полвека на сцене Александринского театра вновь задумали поставить «Маскарад». С 1911 года над спектаклем начали работать режиссер В. Э. Мейерхольд, художник А. Я. Головин и композитор А. К. Глазунов. Постановка готовилась шесть лет – срок необычайный в истории театра. В своих воспоминаниях Ю. М. Юрьев, исполнитель роли Арбенина, подробно рассказывал о долгих репетициях и длительных перерывах. О том, как необычайно требовательный к себе художник Головин на один только сбор необходимых ему материалов затратил не менее двух лет!

Внезапная смерть в 1912 году ведущего актера театра В. П. Далматова, прервавшая его работу над ролью Неизвестного, дала обильную пищу газетным острословам. Далматова называли «жертвой режиссерских ухищрений» и с едкой иронией вопрошали: «Доживут ли до премьеры остальные исполнители?».

Несмотря на начавшуюся в 1914 году Первую мировую войну, работа над «Маскарадом» не прекратилась. Вскоре трудности военного времени дали о себе знать. Краски и ткани «вздорожали» в разы, а холст для декораций оказался стратегическим материалом. Директор императорских театров В. А. Теляковский записал в своем дневнике 19 марта 1915 года: «Военное ведомство по случаю войны забрало весь холст, заготовленный для дирекции. Когда мы обратились к нашему поставщику, он нам заявил, что 7000 аршин 3-аршинного холста разрезал на портянки для войны».

Премьеру «Маскарада» назначили на 25 февраля 1917 года. В этот же день было запланировано чествование исполнителя роли Арбенина – Юрия Юрьева. Он отмечал юбилей – 25 лет на сцене. В городе было неспокойно, актеры с трудом добирались до театра через военные пикеты. Однако к началу спектакля зал был переполнен, в ложах сидели великие князья. Фактически под звуки первых выстрелов Февральской революции главный режиссер театра Е. П. Карпов вручил юбиляру подарок от императора – золотой портсигар, украшенный бриллиантовым орлом.

На следующий день, 26 февраля, несмотря на то что на улицах электричество не горело, все три императорских театра начали свои спектакли вовремя. Перед Александринкой в тот день шальной пулей был убит студент, артисты делились тем, что они видели на улицах – столкновения рабочих с войсками. В таком напряженном настроении прошел второй спектакль. На следующий день Теляковский позвонил Юрьеву: «Спектакль отменяется... по Литейной к Таврическому дворцу движутся толпы рабочих... Неминуемо кровавое столкновение... Не выходите из дому!». Через два дня Николай II отрекся от престола, и царская власть, а вместе с ней и императорские театры прекратили свое существование.

Сценическая история спектакля продолжилась и после революции, и снова с драматическими коллизиями. На протяжении 1920-х годов спектакль постоянно шел на сцене. Трижды на протяжении двух десятилетий его возобновлял сам режиссер Всеволод Мейерхольд. После его ареста в 1939 году спектакль продолжили играть «в редакции орденоносца Ю. Юрьева». Сценическая жизнь легендарного «Маскарада» прекратилась лишь в 1941 году – после того как в склад декораций театра попала зажигательная бомба. Однако и во время эвакуации, и после войны спектакль продолжали играть в концертном исполнении – без костюмов и декораций.

В 2003 году в Александринке «Маскарад» поставил режиссер Игорь Селин. А в сентябре 2014 года спектакль вернулся на сцену театра в том виде, в котором его поставили в 1917 году. Постановка Валерия Фокина называется «Маскарад. Воспоминания будущего». В программке значится: «По драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года». Так возродился легендарный и красивейший спектакль российской драматической сцены.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (5655) от 04.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.