Разведчик пишет правоведу

Работая в Государственном архиве РФ в фонде известного юриста и судебного деятеля Анатолия Кони, я наткнулась на датированные 1916 годом три письма к нему от генерал-майора Митрофана Константиновича Марченко - директора Николаевского кавалерийского училища, а прежде - русского военного агента в Австро-Венгрии. Что же могло связывать военного и известного правоведа?

Разведчик пишет правоведу | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Одно письмо содержало вежливый, но категоричный отказ принять в училище юного протеже Анатолия Федоровича Кони некоего Смирнова. «Дорогой и уважаемый Анатолий Федорович, Вы не можете сомневаться в добром желании моем быть Вам приятным и исполнить просьбу Вашу...» - сообщал Митрофан Марченко. Далее следовали мотивы отказа, а заканчивалось послание словами: «Вы видите, в какой я тяжелой необходимости (с искренним сожалением) отказать Вам»...

Два других письма касались экспонатов Лермонтовского музея, находившегося в стенах Николаевского кавалерийского училища. Располагалось оно на Лермонтовском пр., 54. Как известно, именно это заведение, тогда - Школу гвардейских подпрапорщиков, закончил Михаил Лермонтов в 1834 году. В память о нем в 1883 году в здании училища открыли первый в России музей поэта. Хотя он и занимал всего одну комнату, но к началу ХХ века в нем хранилось больше тысячи экспонатов.

Назначенный начальником училища в 1912 году Митрофан Марченко активно занимался Лермонтовским музеем. Кроме того, открыл в стенах заведения еще и Исторический музей. Марченко с юности интересовался историей; в 1891 году, когда ему было 25 лет, издал свой первый труд - небольшую брошюру «Краткий очерк истории Лейб-гвардии Конного полка: для нижних чинов полка». В годы Первой мировой войны музей обрел свое регулярное печатное издание - «Известия Лермонтовского и Исторического музеев Николаевского кавалерийского училища». Вышло два выпуска, которые сохранились в Российской национальной библиотеке.

Из обнаруженных в архиве писем Марченко к Кони мы узнаем, что юрист искренне интересовался Лермонтовским музеем и активно помогал в пополнении его экспонатами. Анатолий Кони вообще был неравнодушен к литературе: его перу принадлежали очерки об известных писателях и поэтах, в том числе и о Лермонтове. Более того, в начале 1900 года А. Ф. Кони был избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности.

В письме Марченко, адресованном Кони в октябре 1916 года, читаем: «Будем с нетерпением ожидать Вас во вторник 25 октября (1916 года. - И. Г.) в полдень - к 11 часам у Вашего подъезда (Надеждинская, 3) будет стоять экипаж. Позволяю себе послать Вам снимок, сделанный с иконы (Иоанна Воина), которой бабушка Е. А. Арсеньева (Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова, воспитывавшая его с трех лет. - И. Г.) благословила его перед отъездом на Кавказ... Быть может, Вы осчастливите нас 25-го, передав для 2-го номера «Известий» несколько строк «О религиозных настроениях Лермонтова»? Я прикажу собраться в Музее к часу Вашего приезда молодежь, представителей 2-го «Лермонтовского» взвода, для встречи Вас».

По всей видимости, это был первый визит Анатолия Кони в Лермонтовский музей. В упомянутых выше «Известиях...» говорится, что, обойдя музей и внимательно рассмотрев экспонаты, юрист заметил: «Ничего подобного для Пушкина сделано не было». (Действительно, в Петрограде на тот момент отдельного музея Пушкина еще не было.)

Еще одно письмо Марченко, адресованное Кони, от 22 декабря 1916 года, свидетельствует о том, что сотрудничество последнего с музеем продолжалось: «Я глубоко тронут Вашим вниманием - присылкой мне Ваших стихов о К. Р. с автографом. На днях надеюсь передать Вам Именной экземпляр второго номера «Известий Лермонтовского и Исторического музеев». Как это ни странно, со времени Вашего посещения Лермонтовский музей растет ежедневно: со всех концов России собираем по зернышку! Музей - это такое милое кладбище! В нем отдыхает мысль от ежедневной грозы и мелочности людской».

Кстати, во 2-м номере «Известий...» за 1917 год упоминалось, что Анатолий Кони передал в дар музею из своей коллекции портрет Лермонтова в старинной раме и раритет - письмо Михаила Лермонтова, написанное им за три месяца до смерти своей бабушке. Кроме того, несмотря на занятость, Кони прислал для публикации в «Известиях...» свой обещанный очерк о религиозных настроениях Лермонтова...

После Октябрьской революции Николаевское училище расформировали, а все собранные материалы двух музеев передали в Пушкинский Дом. Митрофан Марченко, уйдя в отставку в 1917 году, эмигрировал во Францию в 1919 году. Что же касается Анатолия Кони, то он вписался в новую советскую действительность: читал лекции в Петроградском университете и других учебных заведениях, в музее города вел занятия по литературе.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (5823) от 03.11.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».