Разведчик пишет правоведу
Работая в Государственном архиве РФ в фонде известного юриста и судебного деятеля Анатолия Кони, я наткнулась на датированные 1916 годом три письма к нему от генерал-майора Митрофана Константиновича Марченко - директора Николаевского кавалерийского училища, а прежде - русского военного агента в Австро-Венгрии. Что же могло связывать военного и известного правоведа?

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com
Одно письмо содержало вежливый, но категоричный отказ принять в училище юного протеже Анатолия Федоровича Кони некоего Смирнова. «Дорогой и уважаемый Анатолий Федорович, Вы не можете сомневаться в добром желании моем быть Вам приятным и исполнить просьбу Вашу...» - сообщал Митрофан Марченко. Далее следовали мотивы отказа, а заканчивалось послание словами: «Вы видите, в какой я тяжелой необходимости (с искренним сожалением) отказать Вам»...
Два других письма касались экспонатов Лермонтовского музея, находившегося в стенах Николаевского кавалерийского училища. Располагалось оно на Лермонтовском пр., 54. Как известно, именно это заведение, тогда - Школу гвардейских подпрапорщиков, закончил Михаил Лермонтов в 1834 году. В память о нем в 1883 году в здании училища открыли первый в России музей поэта. Хотя он и занимал всего одну комнату, но к началу ХХ века в нем хранилось больше тысячи экспонатов.
Назначенный начальником училища в 1912 году Митрофан Марченко активно занимался Лермонтовским музеем. Кроме того, открыл в стенах заведения еще и Исторический музей. Марченко с юности интересовался историей; в 1891 году, когда ему было 25 лет, издал свой первый труд - небольшую брошюру «Краткий очерк истории Лейб-гвардии Конного полка: для нижних чинов полка». В годы Первой мировой войны музей обрел свое регулярное печатное издание - «Известия Лермонтовского и Исторического музеев Николаевского кавалерийского училища». Вышло два выпуска, которые сохранились в Российской национальной библиотеке.
Из обнаруженных в архиве писем Марченко к Кони мы узнаем, что юрист искренне интересовался Лермонтовским музеем и активно помогал в пополнении его экспонатами. Анатолий Кони вообще был неравнодушен к литературе: его перу принадлежали очерки об известных писателях и поэтах, в том числе и о Лермонтове. Более того, в начале 1900 года А. Ф. Кони был избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности.
В письме Марченко, адресованном Кони в октябре 1916 года, читаем: «Будем с нетерпением ожидать Вас во вторник 25 октября (1916 года. - И. Г.) в полдень - к 11 часам у Вашего подъезда (Надеждинская, 3) будет стоять экипаж. Позволяю себе послать Вам снимок, сделанный с иконы (Иоанна Воина), которой бабушка Е. А. Арсеньева (Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова, воспитывавшая его с трех лет. - И. Г.) благословила его перед отъездом на Кавказ... Быть может, Вы осчастливите нас 25-го, передав для 2-го номера «Известий» несколько строк «О религиозных настроениях Лермонтова»? Я прикажу собраться в Музее к часу Вашего приезда молодежь, представителей 2-го «Лермонтовского» взвода, для встречи Вас».
По всей видимости, это был первый визит Анатолия Кони в Лермонтовский музей. В упомянутых выше «Известиях...» говорится, что, обойдя музей и внимательно рассмотрев экспонаты, юрист заметил: «Ничего подобного для Пушкина сделано не было». (Действительно, в Петрограде на тот момент отдельного музея Пушкина еще не было.)
Еще одно письмо Марченко, адресованное Кони, от 22 декабря 1916 года, свидетельствует о том, что сотрудничество последнего с музеем продолжалось: «Я глубоко тронут Вашим вниманием - присылкой мне Ваших стихов о К. Р. с автографом. На днях надеюсь передать Вам Именной экземпляр второго номера «Известий Лермонтовского и Исторического музеев». Как это ни странно, со времени Вашего посещения Лермонтовский музей растет ежедневно: со всех концов России собираем по зернышку! Музей - это такое милое кладбище! В нем отдыхает мысль от ежедневной грозы и мелочности людской».
Кстати, во 2-м номере «Известий...» за 1917 год упоминалось, что Анатолий Кони передал в дар музею из своей коллекции портрет Лермонтова в старинной раме и раритет - письмо Михаила Лермонтова, написанное им за три месяца до смерти своей бабушке. Кроме того, несмотря на занятость, Кони прислал для публикации в «Известиях...» свой обещанный очерк о религиозных настроениях Лермонтова...
После Октябрьской революции Николаевское училище расформировали, а все собранные материалы двух музеев передали в Пушкинский Дом. Митрофан Марченко, уйдя в отставку в 1917 году, эмигрировал во Францию в 1919 году. Что же касается Анатолия Кони, то он вписался в новую советскую действительность: читал лекции в Петроградском университете и других учебных заведениях, в музее города вел занятия по литературе.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (5823) от 03.11.2016.
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии