Разбиться о цветы. Самый масштабный автопробег в истории СССР стартовал в 1925 году
18 августа 1925 года стартовал I Всесоюзный испытательный автопробег — самый массовый и протяженный в истории нашей страны. Легковым автомобилям предстояло следовать по маршруту Ленинград — Москва — Тифлис (Тбилиси), грузовым — Ленинград — Москва — Курск — Москва.
Горожане приветствуют участников Всесоюзного автопробега на Международном (ныне Московском) проспекте./Из коллекции ЦГАКФФД СПб
Для 47 грузовиков и 83 легковушек, как отечественного, так и зарубежного производства, это был настоящий экстремальный тест-драйв. Ведь помимо агитационно-политических целей автопробег имел и практическую: определить типы машин, наиболее подходящие для эксплуатации в дорожно-климатических условиях Советского Союза.
Как отмечал в газете «Известия» один из авторитетных специалистов в области автодела профессор Иван Грибов, «пробег имеет громадное значение для наших автомобильных работников, ознакомляя их наглядно с новейшими конструктивными и технологическими достижениями иностранной науки, техники и индустрии, служа как бы специфической, общественного характера лабораторией и выставкой».
Эксперты оценивали конструкцию, мощность двигателя, экономичность топлива, проходимость и устойчивость к продолжительным нагрузкам. Для обеспечения прозрачности результатов механикам и водителям был запрещен ремонт автомобилей во время пути. Если же по крайней необходимости его все же приходилось производить, команде начисляли штрафные очки. В населенных пунктах на трассе допускалась только «прочистка» и заправка железных коней.
Машины торжественно стартовали от площади Урицкого (Дворцовой). Советский автопром был представлен двумя полуторатонными грузовиками «АМО-Ф-15», выпущенными Первым государственным автомобильным заводом в Москве. За рулем одного из них находился главный конструктор Владимир Ципулин, второй вел сотрудник предприятия Александр Рупневский.
«Трибуна вся в публике. Почти не слышен оркестр. Становимся в каре. Нас приветствуют, — описывал свои впечатления участник пробега спецкор «Новой вечерней газеты» Юрий Геко. — Кругом кинооператоры. Толпа суетится. Водители начинают нервничать. Спешат. До свиданья, Ленинград!».
Среди почти пятисот участников состязания выделялась дочь крупного германского промышленника Гуго Стиннеса — любительница быстрой езды автогонщица Клереноре Стиннес. Долгий по времени и сложный по условиям пробег Ленинград — Тифлис послужил для нее своеобразной тренировкой: спустя несколько лет она станет первой женщиной, которая за рулем автомобиля совершит кругосветное путешествие…
На длинном маршруте пробега не обошлось без аварий и несчастных случаев. На пути из Вышнего Волочка в Тверь автомобиль «Паккард», проезжая на высокой скорости через деревню, сбил двух крестьянок и свалился в канаву. Другая американская машина, марки «Студебеккер», недалеко от Клина пыталась обогнать впереди идущий экипаж, но на размытой дождями дороге оказалась в кювете и перевернулась. По сообщениям ТАСС, в Ростове-на-Дону немецкий автомобилист отравился мороженым и скоропостижно скончался…
Население всюду приветливо встречало участников автопробега. «В маленьких городах на Валдае нам угрожала опасность разбиться о цветы, которыми нас забрасывали, — сообщал спецкор журнала «Огонек» Виктор Шкловский. — При скорости в 60 – 90 и 115 верст налететь на букет цветов довольно опасно».
Несмотря на сложности с техникой (почти во всех машинах, по рассказам прессы, происходили «кипение радиаторов и частые легкие поломки»), погодными условиями и дорожным полотном, большинство автомобилистов достигли самых дальних пунктов маршрута — Курска и Тифлиса. «Гонщики-ленинградцы шлют с последнего этапа пути в Тифлис горячий привет своей красной столице», — передавал из Владикавказа Юрий Геко.
10 сентября участники автопробега прибыли в Москву. Из легковых автомобилей первым пришел «Мерседес», из грузовиков — отечественные полуторки «АМО». Они составили достойную конкуренцию зарубежным машинам своего класса и показали хорошие результаты не только на шоссейных, но и на грунтовых дорогах. Успех послужил расширению серийного производства этой модели.
В ходе автопробега прекрасно зарекомендовали себя шины, изготовленные легендарным ленинградским предприятием «Красный треугольник». «По соотношению к общему количеству проколов и повреждений шин они дважды превосходят заграничные», — с гордостью констатировал Юрий Геко.
Достойным завершением незаурядного события стало открытие 24 сентября 1925 года в Москве первой в Советском Союзе автомобильной выставки, на которой демонстрировались машины участников.
Читайте также:
Полёты под мостами: какими они были в кино и наяву?
«После высочайшего обозрения»: при таком условии в музей Петра Великого открыли доступ публике
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7981) от 29.08.2025 под заголовком «Разбиться о цветы».





Комментарии