2Vtzqv4Hz9U

Разбираемся, почему картина «В. И. Ленин в Петербурге в 1895 г.» художника Эберлинга редко выставлялась в советское время

Такого Ильича мы не привыкли видеть: уж слишком он не похож на широко растиражированный образ вождя мировой революции. Здесь будущий лидер партии и советского государства другой: совсем еще молодой, мечтательный, даже чем‑то наивный… Владимир Ульянов с книжкой в руках в весенний день идет по Невскому проспекту. По всей видимости — в Императорскую Публичную библиотеку.

Разбираемся, почему картина «В. И. Ленин в Петербурге в 1895 г.» художника Эберлинга  редко выставлялась в советское время | Картина Альфреда Эберлинга «В. И. Ленин в Петербурге в 1895 г.» редко выставлялась в советское время и мало известна публике / Из коллекции государственного музея «Смольный»

Картина Альфреда Эберлинга «В. И. Ленин в Петербурге в 1895 г.» редко выставлялась в советское время и мало известна публике / Из коллекции государственного музея «Смольный»

Именно такую идиллическую картину изобразил художник Альфред Эберлинг на полотне, созданном им по заказу Музея В. И. Ленина в 1946 году. Ее точное название звучит следующим образом: «В. И. Ленин в Петербурге в 1895 г.». В ту пору Ленин служил помощником присяжного поверенного, организовал нелегальную группу «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», участвовал в дискуссиях с социал-демократами, встречался с рабочими и знакомился с известными марксистами — Петром Струве, Михаилом Туган-Барановским.

В этот период Ленин написал свою первую серьезную книгу — «Что такое «друзья народа» и как они ­воюют против социал-демократов?», печатал статьи под псевдонимом «К. Тулин». Будущему вождю надо было знакомиться с экономической и политической литературой, статистикой, поэтому он был постоянным читателем Публички.


фото невского пр..jpg

Для создания картины Альфред Эберлинг использовал свою фотографию Невского проспекта, сделанную еще в 1899 году / Репродукция. ФОТО автора


Софья Невзорова-Шестернина, член «Союза борьбы», вспоминала, что часто видела Владимира Ильича в Публичной библиотеке: «Окружив себя целой горой книг, он много и усердно читал, главным образом вел записи. Из-за груды книг, бывало, виднелась только его голова с большим прекрасным лбом». Иногда они вместе возвращались из биб­лиотеки.

В феврале 1894 года на Масленице Ленин познакомился с Надеждой Крупской, своей будущей женой. В это время в его окружении было много молодых женщин — учительницы Смоленской школы, бестужевки. Революционеры устраивали не только собрания, но и вечеринки, где было место шуткам, песням и танцам. «Молодо и бодро чувствовали мы себя тогда», — эта фраза одной из участниц собраний очень хорошо подходит и к этой картине, в которой чувствуется время надежд.

Полотно производит необычное впечатление: видно, что городской пейзаж интересует художника не меньше, чем герой картины. Гуляющая публика в светлой одежде, мелькает белый зонтик… Гостиный Двор, башня Городской думы, конка № 36, следующая по маршруту от Стрелки Васильевского острова до Знаменской площади (ныне площадь Восстания). Кажется, что конка сейчас заденет пешехода, бляха и фуражка кондуктора предупреж­дающе блестят через стекло.

Но Ленин идет своей дорогой, как будто бы вообще не замечая того, что происходит вокруг него. Слева от Ильича изображен рабочий: такое ощущение, что он его узнал (возможно, видел на собрании в кружке), но не решился подойти и заговорить.

Сюжет, композиция картины не вписываются в стандартные рамки Ленинианы. Ничего удивительного: Эберлинг был художником из «старого мира». К началу ХХ века он создал свыше ста портретов представителей театральной богемы и балерин. Оставшись в Советской России, живописец преподавал в Академии художеств и писал ­портреты советских вождей. Именно его изображение Ленина было принято Гознаком для денежной купюры образца 1937 года. Но на ней вождь мирового пролетариата вовсе не такой молодой и романтичный, как на этой картине…


#Ленин #картина #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7679) от 07.06.2024 под заголовком «Вне стандартных рамок».


Комментарии