Разбираемся, почему Каменноостровским велодромом в 1899 году пользовались легкоатлеты

Этот снимок, запечатлевший Каменноостровский велодром, хранится в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и датирован 1899 годом. По всей видимости, фотограф запечатлел легкоатлетические соревнования, проходившие здесь 6 июня.

Разбираемся, почему Каменноостровским велодромом в 1899 году пользовались легкоатлеты | Ориентиром, который помогает понять расположение Каменноостровского велодрома, служит каменное здание, изображенное в левой части кадра на заднем плане. Речь — о доме Фелькелей, который впоследствии был встроен в Дом с башнями на нынешней площади Льва Тол

Ориентиром, который помогает понять расположение Каменноостровского велодрома, служит каменное здание, изображенное в левой части кадра на заднем плане. Речь — о доме Фелькелей, который впоследствии был встроен в Дом с башнями на нынешней площади Льва Тол

Но почему на велодроме появились легкоатлеты? Ответ прост: ради постройки этой арены Санкт-Петербургское общество велосипедистов-любителей взяло в кредит большие деньги. И, чтобы расплатиться с долгом, было вынуждено предоставлять свою территорию арендаторам.

Так, с лета 1897 года Каменно­островский велодром стали активно использовать члены Кружка любителей спорта. Под руководством легендарного П. П. Москвина они устраивали здесь соревнования по легкой атлетике и проводили футбольные матчи. Впрочем, не забывали и о велогонках…

Дата открытия велодрома известна точно: 15 августа 1895 года. Еженедельник «Всемирная иллюстрация» 2 (14) сентября по этому поводу отмечал: «Рассчитанное на тысячу зрителей, здание трибуны исполнено в русском стиле конца XVI столетия и украшено в середине беседкой с развевающимся национальным флагом. Беседка эта возвышается над двухъярусным зданием трибун, придавая фасаду замечательную легкость и красоту.

Перед зданием трибун открытый просторный круг, окаймленный по окружности гоночной дорожкой длиной 3/8 версты, сделанной по чертежам архитектора Э. Ф. Шитта из особого цемента на шлаке, выровненной и прекрасно приспособ­ленной для гоночной велосипедной езды. В центре круга открытое помещение для оркестра, против здания — шалаш для судей. Под ложами трибун устроен буфет, дамские комнаты и судейская…».

Беседку хорошо видно на снимке Буллы, как и гоночную дорожку, представлявшую по тем временам нечто удивительное. 16 (28) августа «Петербургский листок» не поскупился на похвалу: «…по всему протяжению (гоночная дорожка. — Ред.) обложена дерном и обнесена изящной решеткой. Самый пол дорожки более чем хорош, он лоснится как паркет».

Чтобы зрители с еще большим комфортом могли следить за гонками, 9 мая 1897 года было завершено строительство дополнительной трибуны на две тысячи мест.

Интересная подробность: поначалу Каменностровский велодром фигурировал в прессе и как Parс des Sports («Парк спорта»), что подчеркивало его многофункциональность. В течение сезона здесь проходили гонки «мотористов» на автомобилях, чему не стоит удивляться, поскольку директором велодрома стал господин Луи Мази — известный спортсмен-автомобилист, неизменный участник соревнований и гонки Москва — Петербург.

Зимой здесь располагался «Северный каток», на котором 8 (20) марта 1898 года был проведен первый официальный матч по хоккею с мячом по правилам, разработанным тем же П. П. Москвиным. Так в нашей стране началась история этого вида спорта.

Газета «Петербургский листок» 10 (22) марта перечислила всех участников того матча. Среди них в составе команды «черных» следует отметить Павла (Пауля) Лидваля — первого рекордсмена России в беге на 110 метров с барьерами и неоднократного чемпиона страны по легкой атлетике. Он был сыном Юна Петтера (Ивана Петровича) Лидваля — портного его императорского величества и основателя легендарного ателье «Лидваль и сыновья».

31 мая (12 июня) 1898 года в «Парке спорта» состоялся первый в России показательный боксерский поединок, кратко прокомментированный в «Петербургском листке» 1 (13) июня: «За антрактом следовал один из самых модных и интереснейших у нас видов спорта — английский бокс. Боксерами явились гг. Мази и Мейер. В течение пяти-шес­ти минут достаточно поколотив друг друга, боксеры дружески сошли с арены. Публика недоумевала: кто же победитель. По решению судей таковым был признан г. Мейер».

Собравшиеся на трибунах велодрома следили и за другими состязаниями, подчас диковинными: поднятием тяжестей, в качестве которых выступали «штанги», «бульдоги» (так назывались цельнометаллические гантели самого разного веса) и даже люди; сдерживанием двух лошадей, тянувших силача в разные стороны; борьбой на поясах (швейцарская разновидность); киданием тридцатифунтовой гири через голову; мастерством «ходулистов»…

В конце 1898 года Общество велосипедистов-любителей, так и не погасив кредит, взятый на строительство арены, заявило о продаже велодрома. Вот почему мы не видим на фотографии Буллы эмблему общества, которая до этого красовалась на фронтоне стадиона.

Однако покупателей не нашлось. И велодром продолжал существовать как площадка для всевозможных арендаторов спортивного профиля. Формально же он принадлежал владельцам земельного участка, на котором был расположен, — семейству Фелькелей. Сначала — биржевому маклеру и домовладелице Каролине Федоровне Фелькель, а затем — ее братьям Фридриху и Сигизмунду.

В 1908 году велодром завершил свою историю. Через его территорию было проложено продолжение Большого проспекта (сейчас там расположены дома № 75 и 77). В следующем году журнал «Автомобильное дело и спорт» с грустью отмечал: «Петербург лишился одного отличного места для спорта — велодрома на Каменноостровском проспекте. Поперек этого места проложена теперь улица. Нельзя не пожалеть, что велодром уничтожен: это был лучший плац для футбола в скверную осеннюю непогоду — постоянно сухой».

#каменноостровский велодром #булла #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7664) от 17.05.2024 под заголовком «Велодром в кредит».


Комментарии