Рассматриваем фотографию реки Екатерингофки, сделанную до 1914 года

Перед нами — река Екатерингофка. С ХIХ века вдоль ее берегов появлялись различные предприятия — суконная фабрика, костеобжигательный завод, бумагопрядильная мануфактура. Краснокирпичные здания с высокими трубами стали частью городского пейзажа… Многие из них сосредоточились на Гутуевском острове, он в левой части снимка.

Рассматриваем фотографию реки Екатерингофки, сделанную до 1914 года | Репродукция. ФОТО автора

Репродукция. ФОТО автора

Люди, которых мы видим в лодках, — скорее всего, рабочие ближайших заводов, они спешат домой после трудового дня. Эта часть Петербурга была малонаселенна, и если бы фотография передавала запахи, то мы бы поняли почему. На Гутуевском острове находились рыбный склад, скотобойня, а также общегородская свалка. Когда ветер дул в сторону города, жители ближайших районов закрывали окна.

Слева видны корпуса Гутуевского спиртоочистительного завода. Сюда преимущественно из Прибалтики поступал хлебно-картофельный спирт. Аппарат для его очистки усовершенствовал инженер-техник Михаил Круповес, который руководил заводом в начале ХХ века, и тем самым в разы увеличил выпуск продукции. Ежегодно предприятие производило три миллиона ведер 40‑градусной жидкости.

На барках, попавших в объектив фотографа, его доставляли на казенные винные склады. Также на заводе имелось отделение, где спирт денатурировали для ламп и нагревательных приборов.

С началом Первой мировой вой­ны продажу крепких напитков запретили. Завод практически бездействовал. Под руководством химика Сергея Лебедева в цехах проводили опыты по получению толуола, необходимого для изготовления взрывчатого вещества. Раньше его доставляли из‑за рубежа, но в военное время поставки прекратились.

В 1930 году на базе спиртоочис­тительного завода организовали опытный завод по получению синтетического каучука. Метод предложил тот же Лебедев. До этого использовали сок дерева гевея, но природного сырья не хватало, и в дело пошел спирт. После смерти химика заводу присвоили его имя.

Кстати, корпуса, которые мы видим на фотографии начала XX века, стоят по сей день. Они принадлежат Научно‑исследовательскому институту синтетического каучука имени академика С. В. Лебедева.

Что же касается местности в правой части кадра, на другом берегу реки, то она с тех пор значительно изменилась. Корпуса Калинкинского пивоваренного завода не сохранились, да и хмельной напиток здесь больше не варят. Ныне там бизнес-центры и небольшие производства.


#Екатерингофка #спирт #каучук

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (7698) от 05.07.2024 под заголовком «От спирта до каучука».


Комментарии