Рассказываем о детской железной дороге на территории «Заведения для народных развлечений императора Николая II»

Какой забавный, прямо игрушечный, паровозик на этом снимке начала ХХ века! А между тем благодаря своей мощности двенадцать лошадиных сил он тащил за собой три вагона, в каждом из которых могли поместиться либо двенадцать взрослых, либо восемнадцать детей.

Рассказываем о детской железной дороге на территории «Заведения для народных развлечений императора Николая II»  | Игрушечная железная дорога была устроена с соблюдением таких же необходимых условий, как и обычная: на ней действовали электрический семафор и переводные стрелки /  Репродукция. ФОТО автора

Игрушечная железная дорога была устроена с соблюдением таких же необходимых условий, как и обычная: на ней действовали электрический семафор и переводные стрелки / Репродукция. ФОТО автора

…На Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году, архитектор А. Н. Померанцев представил красивый павильон со стеклянной крышей и чугунным каркасом. После окончания выставки принц Александр Петрович Ольденбургский, председатель комитета С.‑Петербургского городского попечительства о народной трезвости, обратился в Министерство финансов с ходатайством о переносе этого павильона в Петербург. Его просьбу удовлетворили и выделили в Александровском парке участок земли, который простирался от Заведения минеральных вод до Зоологического сада.

Под руководством архитектора Г. И. Люцедарского из этого выставочного павильона выросло грандиозное сооружение, включившее в себя народные театры, концертные и выставочные залы, библиотеки-читальни, столовые и чайные. Народный дом был открыт 12 декабря 1900 года и получил официальное название «Заведение для народных развлечений императора Николая II».

Одним из таких развлечений и стал паровозик, с которого мы начали наш рассказ. Он и вагоны к нему были изготовлены на заводе в Нью-Йорке и доставлены в Северную столицу по инициативе все того же принца Ольденбургского. Подобную диковину он увидел во время своего заграничного путешествия, очень ею заинтересовался и решил устроить нечто подобное в Петербурге.

Протяженность детской железной дороги составила около 1280 метров. Оригинальная конструкция путей позволяла поезду легко разворачиваться и возвращаться обратно, объезжая электрическую станцию и внутренние постройки на территории Народного дома. На снимке на заднем плане видно здание Артиллерийского музея на кронверке.

Журнал «Нива» в 1906 году сообщал: «Эта железная дорога служит для катания детей, за что в оба конца взимается пятикопеечная плата. Но можно сказать, что и для взрослой публики такая забава пришлась по вкусу. Дорога открылась с 12‑го июня, но спустя несколько дней получила некоторые повреждения в механизме паровозика, которые удалось исправить лишь к 16‑му июля».

Через некоторое время развлекательный комплекс пополнила горная железная дорога с крутыми подъемами, поворотами и головокружительными спусками. Ее на собственные средства построил известный купец и благотворитель Григорий Елисеев. Горная железная дорога в дальнейшем получила название «Американские горы» (кстати, в других странах такие горы назывались «русскими»).

Поэт Вадим Шефнер вспоминал: «Народный Дом был тогда очень популярен у петербуржцев. Недаром у Заболоцкого сказано «Народный Дом, курятник радости, Амбар волшебного житья…».

Правда, Николай Заболоцкий написал свои стихи много позднее, в 1928 году, а потому в них были и такие строки: «Тут шишаки красноармейские, // А с ними дамочки житейские // Неслись задумчивым ручьем…».

По словам Шефнера, если бы люди умели выражать чувство радости в математических единицах, то катание на «Американских горах» обозначалось бы астрономическим числом. Однако судьба аттракциона оказалась не самой радужной. Он пострадал от пожара летом 1932 года, затем заново заработал в мае 1934 года. И был разрушен в блокаду — во время бомбежки 16 октября 1941 года.


Газетный зал

«В понедельник 15 июля поезд, отправлявшийся в Москву, после двух звонков был остановлен телеграфическим известием, что на дороге между Петербургом и Тверью сгорел какой‑то мост. Пассажирам предложено было отложить свою поездку до завтра, не вынимая обратно багажа. Предлагаемо было, также по желанию, получить обратно и деньги, и вещи».

«Новое время», 16 июля 1868 г.


«Несмотря на все запрещения купаться на открытых местах, с наступлением лета, в особенности по праздникам, острова столицы — Голодай (ныне остров Декабристов. — Ред.), Крестовский и т. д. — кишат купальщиками. Не стесняясь присутствием прохожих, любители спокойно разоблачаются на берегах и купаются на виду у всех. Нередко молодежь, отъехав от берега на лодках, разоблачается на середине реки и потом спокойно, в костюмах Адама и Евы, катается по Неве, встречая проходящие пароходы свистками и смехом. Едва только «голая кавалькада» заметит в лодке речного полицейского, безобразники стремглав отъезжают к берегу, где власть речной полиции прекращается, и голые шутники считают себя в безопасности».

«Петербургская газета», 12 июля 1910 г.


«Закончен технический проект первой очереди Ленинградского метрополитена. Линия первой очереди начнется в районе Автово, пройдет возле всех вокзалов и закончится в Лесном, неподалеку от Политехнического института. В 1950 году должна быть сдана в эксплуатацию линия метро от Автово до площади Восстания».

«Ленинградская правда», 26 июля 1947 г.

#народный дом #железная дорога #паровозик

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (7703) от 12.07.2024 под заголовком «Развлечение за 5 копеек».


Комментарии