Рассказываем историю правительственной телеграммы, отправленной со стройки БАМа

«По призыву партии прибыли на строительство БАМа, работу не берут, сидим неделю около ста человек, просим помощи». Правительственная телеграмма такого содержания, подписанная комсомольцем Николаем Меркурьевым, была отправлена в мае 1974 года со стройки Байкало-Амурской магистрали, из города Усть-Кут Иркутской области, на имя генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.

Рассказываем историю правительственной телеграммы,  отправленной со стройки БАМа | Телеграмма Л. И. Брежневу хранится ныне в Российском государственном архиве новейшей истории в Москве / Репродукция. ФОТО автора.

Телеграмма Л. И. Брежневу хранится ныне в Российском государственном архиве новейшей истории в Москве / Репродукция. ФОТО автора.

Месяцем ранее прямо со съезда ВЛКСМ под овации делегатов первые группы Всесоюзного ударного комсомольского отряда отправились на всенародную стройку. Можно предположить, что на мес­тах не были готовы сразу же принять столько добровольцев. Так что, вполне вероятно, телеграмма подобного содержания была не одна.

Напрямую к Брежневу авторы обращались не случайно. На торжественном заседании в Алма-Ате 15 марта 1974 года, посвященном 20‑летию начала освоения целины, он заявил, что стройка БАМа «станет всенародной. В ней примут участие посланцы всех республик и в первую очередь наша молодежь…».

Уже через неделю после того, как телеграмма была получена в Москве, министр транспортного строительства СССР Евгений Кожевников сообщил в отдел строительства ЦК КПСС, что первые группы молодежи, прибывшие на стройку, в количестве 911 человек, обеспечены работой и нормальными жилищно-бытовыми условиями. Однако трудность в том, что на различные участки прибывают отдельные «неорганизованные добровольцы» без комсомольских путевок, а также с путевками, выданными местными комсомольскими организациями.

«Прибывшая неорганизованно в г. Усть-Кут группа молодых рабочих настаивала, чтобы их направили в тайгу на пробивку трассы будущей магистрали. В результате проведенной на месте разъяснительной работы абсолютное большинство из них оформляется на строительство вторых путей железной дороги Тайшет — Лена, являющейся частью Байкало-­Амурской магистрали, а 9 человек, в том числе автор телеграммы т. Меркурьев, по их настоятельной просьбе направлены на пробивку трассы БАМа», — сообщал министр транспортного строительства.

Чтобы как‑то упорядочить комсомольскую «вольницу», к ударной стройке были привлечены железнодорожные войска, а также военнослужащие Министерства внутренних дел СССР. Каждая союзная и автономная республика, каждый край и область направляли в Москву отчеты об участии своих представителей в строительстве БАМа.

ЦК комсомола Казахской ССР взял обязательство «о принятии шефства над строительством города Чары Байкало-Амурской магистрали и направлении на эту стройку молодых рабочих из числа комсомольцев Казахстана». В Латвийской ССР объявили ударной комсомольской стройкой строительство в Бурятии на трассе БАМа поселка на 900 жителей и формировании специального комсомольско-молодежного строительного поезда.

Конечно, трудностей хватало. Отставала постройка жилья, культурно-бытовых и медицинских учреждений, пунктов торговли и общественного питания. Однако бамовцы были молоды, воспитаны на революционной романтике, для многих из них героем был Павка Корчагин из легендарного романа Николая Островского. О каких вообще удобствах и житейском комфорте могла идти речь, когда жизнь требовала подвига?

Недаром неофициальным гимном строителей БАМа стала песня вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы»: «Рельсы упрямо режут тайгу, дерзко и прямо в зной и пургу. Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ».


#архив #телеграмма #бам

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (7677) от 05.06.2024 под заголовком «Жизнь потребовала подвига».


Комментарии