Раньше было иначе. Как появился мост у Спаса-на-Крови?

В объектив фотографа как будто бы ненароком попали два офицера, которые с увлечением рассматривают мозаику с изображением распятия. Если приглядеться, то место нетрудно узнать: это западный фасад храма Воскресения Христова, более известного как Спас-на-Крови, выходящий на набережную Екатерининского канала. Возникает, однако, вопрос: сегодня проход между церковью и ограждением канала очень узкий. Значит, раньше было иначе?

Раньше было иначе. Как появился мост у Спаса-на-Крови? | В день торжественного освящения храма Воскресения Христова, 19 августа 1907 года, пространство вокруг него заполнили толпы народа./Репродукция. ФОТО автора

В день торжественного освящения храма Воскресения Христова, 19 августа 1907 года, пространство вокруг него заполнили толпы народа./Репродукция. ФОТО автора

Действительно, офицеры, изображенные на снимке из коллекции ЦГАКФФД Санкт-Петербурга, стоят на мосту. Его начали возводить в 1883 году, чтобы было удобнее доставлять материалы, необходимые для строительства церкви. Деревянный балочный мост называли просто «перекрытие», при этом его ширина составляла 115 метров (для сравнения: сегодня самый широкий в Петербурге мост — Синий через Мойку — недотягивает и до 100 метров).

По проекту архитектора Альфреда Парланда, главным фасадом Спаса-на-Крови должен был стать западный — как раз тот, который выходит в сторону Екатерининского канала. И центральной его частью было то самое мозаичное панно «Распятие», возле которого стоят офицеры. По задумке автора эскиза, все того же Парланда, мозаика должна была стать основной деталью открытой во внешний мир часовни. Для многих, наверное, станет откровением, что это именно часовня, а не просто часть наружного убранства.

Рельефный крест выполнен из мрамора и гранита, а сама часовня находится под золоченым навесом. До октября 1917 года перед распятием всегда горела лампада. Безусловно, это духовное средоточие собора: пронзительный мотив крестных мук Спасителя и страданий смертельно раненного на этом месте императора Александра II.

Чтобы подчеркнуть замысел, архитектор хотел создать с западной стороны от храма площадь, для чего предполагалось даже снести часть зданий расположенного по соседству Конюшенного ведомства. Идею осуществить не удалось, а временный деревянный мост, который, собственно, и планировался как часть площади, надолго остался постоянным.

мост у храма2.jpg
Мозаичное панно «Распятие» глубоко символично: слева от фигуры Христа находится образ святого Зосимы, в день поминовения которого родился император Александр II, а справа — святой Евдокии, в день памяти которой он трагически погиб. Фото 19 августа 1907 года. / Репродукция. ФОТО автора

В 1912 году мост перестроили, увеличив его ширину еще на два метра. В 1934 году он был усилен для пропуска трамваев. Следующая перестройка случилась спустя пять лет, после чего ширина моста уменьшилась в три раза и составила 36,5 метра. Причем разобрали как раз ту его часть, которая примыкала к храму, и по своим размерам и конфигурации мост стал примерно таким же, как ныне действующий.

В середине ХХ столетия деревянные пролетные строения в зоне трамвайных путей поменяли на металлические балки. Существующий сегодня железобетонный мост был сооружен в 1967 году. Он сохранил кованую решетку ­перил, выполненную в стиле модерн еще при освящении Спаса-на-Крови.

После того как в 1975 году переправе присвоили имя народовольца Гриневицкого, возникла парадоксальная, но одновременно характерная для тех лет ситуация: название моста прославляло убийцу Александра II, а рядом возвышался храм-мемориал в память об убиенном императоре. Так это и продолжалось до января 1998 года, когда мост стал Ново-Конюшенным — по расположенной рядом Конюшенной площади.

Сегодня к часовне с распятием близко не подойти. Мозаикой можно любоваться только издали — с противоположного берега канала Грибоедова, но ограда набережной не позволяет рассмотреть детали этого творения Альфреда Парланда.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#мост #история #Спас-на-Крови

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7418) от 19.05.2023 под заголовком «Мост у Спаса».


Комментарии