Раньше было иначе. Как появился мост у Спаса-на-Крови?
В объектив фотографа как будто бы ненароком попали два офицера, которые с увлечением рассматривают мозаику с изображением распятия. Если приглядеться, то место нетрудно узнать: это западный фасад храма Воскресения Христова, более известного как Спас-на-Крови, выходящий на набережную Екатерининского канала. Возникает, однако, вопрос: сегодня проход между церковью и ограждением канала очень узкий. Значит, раньше было иначе?

В день торжественного освящения храма Воскресения Христова, 19 августа 1907 года, пространство вокруг него заполнили толпы народа./Репродукция. ФОТО автора
Действительно, офицеры, изображенные на снимке из коллекции ЦГАКФФД Санкт-Петербурга, стоят на мосту. Его начали возводить в 1883 году, чтобы было удобнее доставлять материалы, необходимые для строительства церкви. Деревянный балочный мост называли просто «перекрытие», при этом его ширина составляла 115 метров (для сравнения: сегодня самый широкий в Петербурге мост — Синий через Мойку — недотягивает и до 100 метров).
По проекту архитектора Альфреда Парланда, главным фасадом Спаса-на-Крови должен был стать западный — как раз тот, который выходит в сторону Екатерининского канала. И центральной его частью было то самое мозаичное панно «Распятие», возле которого стоят офицеры. По задумке автора эскиза, все того же Парланда, мозаика должна была стать основной деталью открытой во внешний мир часовни. Для многих, наверное, станет откровением, что это именно часовня, а не просто часть наружного убранства.
Рельефный крест выполнен из мрамора и гранита, а сама часовня находится под золоченым навесом. До октября 1917 года перед распятием всегда горела лампада. Безусловно, это духовное средоточие собора: пронзительный мотив крестных мук Спасителя и страданий смертельно раненного на этом месте императора Александра II.
Чтобы подчеркнуть замысел, архитектор хотел создать с западной стороны от храма площадь, для чего предполагалось даже снести часть зданий расположенного по соседству Конюшенного ведомства. Идею осуществить не удалось, а временный деревянный мост, который, собственно, и планировался как часть площади, надолго остался постоянным.

В 1912 году мост перестроили, увеличив его ширину еще на два метра. В 1934 году он был усилен для пропуска трамваев. Следующая перестройка случилась спустя пять лет, после чего ширина моста уменьшилась в три раза и составила 36,5 метра. Причем разобрали как раз ту его часть, которая примыкала к храму, и по своим размерам и конфигурации мост стал примерно таким же, как ныне действующий.
В середине ХХ столетия деревянные пролетные строения в зоне трамвайных путей поменяли на металлические балки. Существующий сегодня железобетонный мост был сооружен в 1967 году. Он сохранил кованую решетку перил, выполненную в стиле модерн еще при освящении Спаса-на-Крови.
После того как в 1975 году переправе присвоили имя народовольца Гриневицкого, возникла парадоксальная, но одновременно характерная для тех лет ситуация: название моста прославляло убийцу Александра II, а рядом возвышался храм-мемориал в память об убиенном императоре. Так это и продолжалось до января 1998 года, когда мост стал Ново-Конюшенным — по расположенной рядом Конюшенной площади.
Сегодня к часовне с распятием близко не подойти. Мозаикой можно любоваться только издали — с противоположного берега канала Грибоедова, но ограда набережной не позволяет рассмотреть детали этого творения Альфреда Парланда.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7418) от 19.05.2023 под заголовком «Мост у Спаса».
Материалы рубрики
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии