Рахманиновские адреса
Петербург, пожалуй, один из самых рахманиновских городов мира, потому что здесь по сей день сохранились практически все дома, связанные с биографией композитора. Правда, с некоторыми адресами Сергея Рахманинова произошла путаница. А иногда за рахманиновский адрес выдают тот, который к нему вообще не имеет никакого отношения.

ФОТО из архива редакции
С тех пор как в 1974 году я поступила в Ленинградскую консерваторию, меня стало интересовать все, что связывало жизнь Сергея Васильевича Рахманинова с городом на Неве. Многие часы проводила я в архивах Российского института истории искусств, Пушкинского Дома, Консерватории, Публичной библиотеки... Помню трепет, с каким посчастливилось взять в руки рукописи Рахманинова. Его мелкий, практически неразборчивый почерк стал мне понятен, как собственный, а люди, «оживавшие» в его письмах, на страницах воспоминаний современников, становились родными или по крайней мере близко знакомыми.
В 1882 – 1885 годах Рахманинов учился в Петербургской консерватории. И, начиная с 1960-х годов, во многих публикациях о композиторе в связи с этим фактом помещается изображение всем известного здания Консерватории, открывшего свои двери... в 1896 году! С Рахманиновым связан совсем другой адрес: почти 35 лет после открытия в 1862 году Консерватория находилась на Театральной ул., №. 1 – 3 (ныне Зодчего Росси), в корпусах двух министерств: народного просвещения и внутренних дел. Именно там и учился Рахманинов.
Правда, «учение» было формальным: он прогуливал занятия, а потому на исходе третьего года стал кандидатом на отчисление. Где жила семья Рахманинова в те годы, до сих пор установить не удалось. Двоюродная сестра композитора Софья Сатина упоминает в мемуарах квартиру «близ Сенной». Известен также дом №. 11 на 12-й Красноармейской ул. (бывшие Измайловские роты), где в начале 1880-х некоторое время жили Рахманиновы, переехав в столицу из новгородского имения.
Известно также, что маленький Сережа два раза в зимние месяцы жил в семье тетки, сестры отца, Марии Трубниковой. Ее муж был военно-морским офицером. Выйдя в отставку, он служил до 1885 года на патрульном катере, курсировавшем во время навигации по Неве.
Жили Трубниковы, предположительно, в одном из зданий морского ведомства. Точный адрес не установлен, и это рождает фантазии. Так, в книге Николая Бажанова о Сергее Рахманинове, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (изд. 1962 и 1966 гг.), дважды произвольно упоминается Казанская улица, но без привязки к какому-то дому. Впоследствии это дало повод владельцам отеля в одном из домов по этой улице назвать свое заведение по фамилии композитора.
Более того, опираясь лишь на легенды и не имея в своем распоряжении документальных подтверждений, связанных с Рахманиновым, они убедили некоторых исследователей, и в их числе Лариссу Ильиничну Бройтман, будто Трубниковы и Рахманинов жили в комнатах, где ныне расположен отель. После чего информация попала на страницы книги Лариссы Бройтман «Казанская улица», что уже стало расцениваться как неоспоримое доказательство «причастности» Рахманинова к этому дому. Кстати, Рахманинов действительно бывал в одном из домов по Казанской улице, но в другом –№. 8 – 10 у жившего там композитора Александра Глазунова.
Адрес матери композитора, у которой в 1890-х останавливался по приезде в столицу Сергей Васильевич: наб. реки Фонтанки, №. 133/9. Это давно не реставрировавшийся серо-желтый дом, привлекательный тем, что у дверей квартир до сих пор остались выемки от старых звонков системы «Прошу крутить». Квартира №. 60, где в 1890-х годах жила Любовь Петровна Рахманинова, сохранилась до сих пор.
Специалисты КГИОПа разъяснили, что такие доходные дома с квартирами, выстроенными анфиладами, были очень популярны. Жильцам сдавалось то количество комнат, которое им требовалось. Перекрывались двери анфилад, оставлялись открытыми боковые двери, служившие «входными» из общего коридора – и была готова квартира из одной, двух и более комнат. Сам жилец мог уже в «своей» квартире сдать одну комнату или даже угол. Позднее мать композитора жила некоторое время в доходном доме барона Фредерикса (ныне гостиница «Октябрьская» у Московского вокзала).
Из писем Рахманинова известны адреса семьи генерала Скалона, в дочь которого Верочку Рахманинов был влюблен в юности. В 1890-х годах это Благовещенская площадь, 6 (ныне пл. Труда), затем Скалоны переехали на Караванную улицу, один год жили на Торговой (ныне Союза Печатников).
Наиболее часто посещаемым и любимым петербургским «домом» Сергея Васильевича была квартира его кузена Аркадия Прибыткова на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова, 3), в бывшем четвертом корпусе Конюшенного ведомства. Здесь великий музыкант, приезжая на гастроли и премьеры, останавливался от нескольких дней до двух-трех недель с 1903 по 1913 годы.
Наконец, есть еще один рахманиновский адрес, имеющий грустную историю. Речь идет о доме на Крюковом канале, №. 14, где с 1913 года жил двоюродный брат Рахманинова выдающийся пианист и просветитель Александр Зилоти. В семье брата композитор останавливался в 1913 – 1917 годах в отведенных ему личных апартаментах. Именно из этой квартиры Рахманинов в декабре 1917 года уехал в последнее концертное турне, из которого уже не вернулся. Впереди была вторая часть жизни – эмиграция...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (5663) от 18.03.2016.
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии