Главная городская газета

Рабы зеленой вывески

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью

Один из без вести пропавших. Из дневника лейтенанта Сенева

За день до самой печальной даты в истории России «СПб ведомости» предлагают взглянуть на Великую отечественную войну глазами очевидца. Читать полностью

Куда исчез Вороний камень?

Научные экспедиции продолжают искать место Ледового побоища. О их достижениях и неудачах - в специальном материале «СПб ведомостей». Читать полностью

Тендер на строительство музея блокады открыт

После долгих споров выбрано место для строительства музейно-выставочного комплекса. Так где же будет реализован проект? Читать полностью
Рабы зеленой вывески | Без галантных трактирных официантов чаепитие извозчиков в московском трактире вряд ли бы состоялось.Государственная Третьяковская галерея, http://muzei-mira.com

Без галантных трактирных официантов чаепитие извозчиков в московском трактире вряд ли бы состоялось.Государственная Третьяковская галерея, http://muzei-mira.com

Читатель, знакомый с творчеством художника Бориса Кустодиева, легко вспомнит одну из лучших его картин «Московский трактир» (1916 год). Наряду с главными героями, чинно вкушающими чай извозчиками и самим трактирным, обращают на себя внимание грациозные фигуры половых – так называли трактирных официантов. Они были нередкими персонажами живописи и литературы того времени. В интерпретации художника половой – веселый, довольный жизнью персонаж.

Однако счастливая лубочная утопия вовсе не соответствовала реальному положению вещей. За внешней идиллией стояли невыносимые условия труда и быта служащих трактиров, чайных, ресторанов. Работали они по 14 – 16 часов, зачастую без выходных и отпусков. Во многих заведениях подобного рода зарплата зависела от произвола хозяев, а нередко половым ее не платили вовсе, считая, что они получают доход от чаевых. Сами себя работники трактиров и ресторанов (их численность в 1905 году составляла в Петербурге около 50 тыс. чел.) именовали «рабами зеленой вывески», поскольку трактирные вывески красили тогда в зеленый цвет.

Тяжелые условия труда и жизни, бесправие перед хозяевами вынуждали трактирных работников искать коллективные способы борьбы за улучшение своего положения. Долгое время единственно возможной формой законного объединения наемных работников являлись кассы и общества взаимопомощи. Они создавались для оказания материальной поддержки в трудных жизненных ситуациях (травма, болезнь, смерть кормильца и др.).

В 1883 году было создано «С.-Петербургское общество взаимопомощи официантов и другой гостиничной и трактирной прислуги». Но оно не решало фундаментальных вопросов экономического положения трудящихся отрасли. Попытки же работников выдвигать коллективные требования об улучшении условий труда и жизни решительно пресекались хозяевами, а зачинщиков просто увольняли.

В начале ноября 1905 года представители ресторанов, трактиров, кафе, буфетов приняли решение о создании «Профсоюза служащих и рабочих трактирного промысла». Он выдвинул требования к хозяевам: установить для каждого работника конкретную заработную плату вместо чаевых, ввести нормированный рабочий день и еженедельный день отдыха, предоставлять оплачиваемые отпуска, отменить штрафы, улучшить жилищные условия и т. д. В случае отказа профсоюз оставлял за собой право объявить всеобщую забастовку.

Хозяева ответили категорическим отказом, и 10 декабря 1905 года все рестораны и трактиры столицы прекратили работу. Такой уровень организованности достоин удивления, ведь служащие трактирных заведений работали малочисленными коллективами, часто в одиночку, в силу чего были разобщены. Тем не менее профсоюз стал одним из самых сплоченных и организованных. Забастовка носила исключительно упорный характер.

Интересно, что власти в конфликте между трудом и капиталом не заняли однозначно сторону хозяев. Более того, градоначальник заявил, что в случае неоткрытия ресторанов в течение трех дней их хозяева не получат права на торговлю. Возможно, эта деталь опровергает известный штамп, что власть всегда была на стороне эксплуататоров.

В подавляющем большинстве ресторанов и других заведениях основные требования бастующих были удовлетворены. Впервые «рабы зеленой вывески» заставили уважать свое человеческое достоинство.

После поражения революции 1905 – 1907 годов профсоюзы оказались в зоне репрессий. В Петербурге были арестованы около тысячи профсоюзных активистов, свыше 7 тысяч высланы, более 100 тысяч уволены. Серьезный урон понес и профсоюз трактирного промысла. Сохранились лишь отдельные разрозненные группы членов профсоюза. Воссоздание и дальнейшая работа профсоюза связана с именем Александра Ракова, уроженца Смоленской губернии, приехавшего в Петербург из Москвы. Его имя с 1923-го по 1991 год носила Итальянская улица.

В 1909 году Раков начал служить официантом в ресторане при театре «Палас» (ныне Театр музыкальной комедии) на Итальянской ул., 13. Он активно включился в работу по воссозданию легального профсоюза трактирного промысла, а в 1913 году возглавил его. Одновременно был членом рабочей комиссии при большевистской фракции Государственной думы. Весной 1919 года, будучи комиссаром 2-й Петроградской пехотной бригады, Раков участвовал в обороне Петрограда от войск Юденича. Будучи окруженным в деревне Выра и не желая сдаваться в плен, 29 мая 1919 года он покончил с собой. Похоронен на Марсовом поле.

Следует признать, что Октябрьская революция не принесла немедленного улучшения положения работникам трактирного промысла. Решить в одночасье все их проблемы в условиях Гражданской войны было нереально. Несмотря на принятие Совнаркомом декрета о 8-часовом рабочем дне, труженикам этой отрасли по-прежнему приходилось вкалывать по 14 – 16 часов. Продолжались увольнения за участие в профсоюзах или просто без объяснения причин. Бороться же за свои права прежними методами, с помощью стачек, при новой власти было проблематично.

Состоявшийся в июле 1918 года в Москве I Всероссийский съезд союзов служащих и рабочих трактирного промысла констатировал, что «время стачечной борьбы прошло», и призвал заняться «социалистическим созиданием». Количество трактиров стало быстро уменьшаться, а вскоре это слово вовсе исчезло из повседневного обихода.

Тем не менее профсоюз сохранился. С 1919 года он назывался «Профсоюз народного питания и общежитий». В дальнейшем происходило несколько его реорганизаций, итогом стало создание в 1957 году профсоюза работников государственной торговли и потребкооперации СССР. В советское время это был один из самых многочисленных отраслевых профсоюзов, объединявший к концу 1980-х годов 9 миллионов работников. В 1990 году он был преобразован в профсоюз работников госторговли и потребкооперации Российской Федерации, а с февраля 1992 года получил новое название: профсоюз работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства Российской Федерации – «Торговое Единство».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook