Пятилетняя девочка попала под паровую конку: ДТП столетней давности
«Вчера, 1-го мая, около 7 часов вечера, дочь столяра Анна Смирнова, 5 лет, проживающая при родителях в доме № 42 по Большому Сампсониевскому просп., проходила с матерью по Нейшлотскому пер. На углу Большого Сампсониевского проспекта девочка отбежала от матери и каким-то образом попала под паровоз Лесной паровой конки» — так «Петербургский листок» в номере от 2 мая 1914 года начинал рассказ о дорожно-транспортном происшествии.
Изображение Samson Jay с сайта Pixabay
Паровая железная дорога появилась в Петербурге в 1882 году. Вместо лошадей вагоны тянул паровоз, облаченный в прямоугольный металлический кожух, - с виду как вагон, только с трубой.
Функционировало несколько линий. Первой вступила в строй Невская пригородная конно-железная дорога - от Николаевского (Московского) вокзала до Невского завода, что на нынешнем пр. Обуховской Обороны. Та самая, которая была воспета Ахматовой: «Паровик идет до Скорбящей, // И гудочек его щемящий // Откликается над Невой».
В 1887 году открылось регулярное движение по Лесной линии: от Военно-медицинской академии - в район Лесного института.
Этот вид транспорта, парадоксально называвшийся паровой конкой, обладал заметным преимуществом перед «классической» конкой. Паровозу не требовался отдых, он не засорял улицы «отходами жизнедеятельности» (дым не в счет: большинство петербургских домов топилось дровами), мог тянуть несколько вагонов, ехал чуть быстрее запряженных в вагон лошадей - со скоростью около 10 км/час.
С 1907 года все типы конок стали постепенно вытесняться электрическими трамваями, однако паровики продолжали действовать. Паровозное движение на Лесной линии прекратилось в 1918 году, на Невской - в 1922-м.
Однако вернемся к истории, с которой мы начали наш рассказ. Девочке повезло. Ее спас зазор между паровозом и дорогой, достаточный для того, чтобы не задеть упавшего ребенка. Находившиеся рядом полицейские немедленно телефонировали в парк, чтобы на место происшествия доставили домкраты: нужно было как можно скорее поднять паровик.
Пока ждали инструменты, к месту происшествия стал стягиваться трудовой люд Выборгской стороны. «Многие из них по случаю первого мая были «в градусах» и в довольно бурном настроении», - зафиксировал журналист «Петербургского листка». В тот день в разных частях города сконцентрировались большие группы бастовавших по случаю праздника рабочих: по официальным данным, 1 мая 1914 года в Петербурге прекратили работу 130 тыс. человек.
Увидев остановившийся паровик и полицейских, рабочие, как указывалось в газете, «немедленно же решили учинить суд как над оказавшимися на месте случая чинами полиции, так и служащими паровой конки». Они стали забрасывать камнями полицейских и вагоны, ранив при этом околоточного надзирателя и городового. В этот момент из парка прибыл поезд с домкратами - досталось и ему, причем был ранен машинист.
Вряд ли рабочие задумывались о том, что ребенку, лежавшему под поездом, требовалась срочная помощь. Метание камней было способом недовольных заявить о себе - нужен был лишь повод. Так, в тот же день за Нарвской заставой другие рабочие напали на вагон конки, требуя, чтобы кондуктор и кучер присоединились к забастовке. Получив отказ, забастовщики, как сообщалось в одной из газет, «стали бросать камнями, выбили много стекол и произвели панику среди пассажиров».
Чтобы дать возможность техническим специалистам поднять паровик и спасти ребенка, пришлось вызывать отряды конной и пешей полиции. «При помощи домкратов паровоз наконец подняли и из-под него освободили плакавшую девочку, которую отправили в Выборгскую детскую больницу», - сообщал репортер. Ребенок отделался ушибами и царапинами...
А несколько сотен рабочих, вскоре вновь собравшихся на том же перекрестке, «выбросили красный флаг и с пением революционных песен» двинулись по проспекту, но были разогнаны полицией. Около десятка человек были схвачены полицией, а всего по городу в тот день она задержала 46 демонстрантов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6430) от 26.04.2019 под заголовком «Нападение на паровик».
Комментарии