Главная городская газета

Путешествия без состязаний

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
 Путешествия без состязаний | Члены Общества велосипедистов-туристов у буфета за городом, 1900 г. Фотография ателье Буллы. ФОТО из фондов ЦГАКФФД Санкт-Петербурга

Члены Общества велосипедистов-туристов у буфета за городом, 1900 г. Фотография ателье Буллы. ФОТО из фондов ЦГАКФФД Санкт-Петербурга

Знакомили с бытом и нравами ближайших к столице окрестностей

К середине 80-х годов XIX века двухколесные велосипеды (похожие на современные – с колесами одинакового диаметра и цепной передачей) из развлечения, доступного лишь состоятельным гражданам, превратились в популярное средство передвижения. Пока не было автомобилей, именно велосипед подарил безлошадным горожанам возможность совершать загородные прогулки.

В столице и крупных городах одно за другим открывались общества и кружки велосипедистов, объединяя одновременно и спортсменов, и любителей путешествий. Однако появление разногласий среди членов первых организаций было неизбежным, ведь истинным путешественникам в силу превосходства познавательных интересов было чуждо стремление к соревнованию.

15 апреля 1895 года в Петербурге с разрешения министра внутренних дел И. Н. Дурново состоялись учредительное собрание и официальное открытие Общества велосипедистов-туристов. Именно эта дата стала исходной вехой организованного российского туризма. «Мы самым решительным образом прощаемся с гоночным спортом, со всякими проявлениями состязательной борьбы...» – провозглашали учредители.

С момента основания Общество велосипедистов-туристов стремительно росло. Своей задачей оно видело не только развитие велотуризма в стране, но и помощь и содействие всем любителям путешествий. Уже к концу 1895 года представители общества присутствовали в 24 городах России. В 1899 году на Международном конгрессе туризма в Люксембурге общество было принято в международную Лигу туристских обществ.

С января 1899 года в Петербурге выходит ежемесячный журнал «Русский турист» – собственный печатный орган общества. Он способствовал дальнейшему развитию экскурсионного дела в России, обобщал опыт зарубежных туристических клубов, устанавливал с ними дружеские отношения.

Специальная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках» освещала опыт проведения экскурсий в школах России, акцентируя внимание на их воспитательной роли. В передовицах «Русского туриста» не раз подчеркивалось и патриотическое значение туризма как средства лучше узнать историю и культуру своей родины, понять ее истинные нужды.

Большое внимание общество уделяло разработке и освоению новых маршрутов, составляло шоссейные карты и другие пособия в помощь участникам путешествий, совершенствовало методику проведения групповых экскурсий. Достаточно смелой для того времени была инициатива по заключению, по опыту зарубежных клубов, договоров с владельцами гостиниц, где могли на льготных условиях останавливаться члены общества.

Благодаря такой активной политике общество стало ведущей туристской организацией в стране. К концу 1901 года оно было преобразовано в Российское общество туристов. Как отметил его председатель Николай Андреевич де Шарио в декабрьском номере журнала за 1902 год, поздравляя всех членов общества с Новым годом: «...Пусть теперь, когда мы уже освободились от односторонности обособленного Общества велосипедистов, всякий истинный друг туризма, путешествующий пешком, на лодке, пароходе или по железной дороге, присоединяется к нам».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook