Главная городская газета

Пустырь Волкова поля

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Пустырь Волкова поля | ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

130 лет назад, 18 октября (по новому стилю) 1885 года, из Петербурга в Великий Новгород был совершен первый дальний полет на военном аэростате – воздушном шаре «Сокол».

Изготовлен он был во Франции. Исторический перелет осуществила формируемая «Кадровая команда военных аэронавтов» под руководством 29-летнего поручика Александра Кованько.

Экипаж аэростата состоял из трех подготовленных к полетам энтузиастов: кроме Кованько ими были подпоручик Трофимов и французский инструктор пилот-аэронавт Рудольфи. Полет проходил на шаре, наполненном газом, и занял около пяти часов.

В 1890 году в России было утверждено положение об Учебном воздухоплавательном парке в окрестностях Петербурга – на пустыре Волкова поля. Целью была подготовка отечественных офицеров-аэронавтов. Первым в России военно-воздушным учебным заведением назначили руководить Александра Кованько, знавшего европейские и восточные языки. Во время Русско-японской войны он командовал 1-м Восточно-Сибирским воздухоплавательным батальоном на Дальнем Востоке. В 1906 году «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий» он первым из русских аэронавтов был удостоен звания генерал-майора.

Опытный инженер Кованько применял аэростаты для изучения атмосферы, метеонаблюдений, аэрофотосъемки, средств связи. На себе испытывал технику, к примеру, после набора высоты четырежды приводнялся на аэростатах в Ладожском озере и Финском заливе, а жестких посадок и не счесть. Целеустремленный летчик создавал, совершенствовал воздушные суда, аэропланы и летал на них.

В 1908 году состоялся первый полет военного российского дирижабля «Учебный», а через год в небо поднялся первый аэростат «Лебедь». В июне 1910 года Учебный воздухоплавательный парк был переформирован в Офицерскую воздухоплавательную школу. В ней обучались первые военные воздухоплаватели, пилоты...

Семья Александра Кованько жила в офицерском доме Воздухоплавательного парка. У него было семеро детей. Все они получили достойное воспитание и образование, сыновья и два зятя стали авиаторами. В Петербурге ныне живет и здравствует внучка Александра Кованько – Елизавета Евгеньевна Сергеева, по профессии врач-педиатр.

О былом существовании Воздухоплавательного парка сегодня напоминает одноименная железнодорожная платформа – ее нельзя миновать, следуя с Витебского вокзала. Недалеко, на Парковой улице (дома # 5 – 7), сохранился комплекс построек Офицерской воздухоплавательной школы. Уцелели главное здание, канцелярия, казарма, караульный дом и тот самый офицерский дом, где сто лет квартировала семья Кованько.

Архитектурным свидетелям полетов, конечно, необходима реставрация. Часть строений воздухоплавательной школы признаны объектами культурного наследия; они выделяются капитальными стенами из темно-красного кирпича и архитектурно-художественным решением фасадов. Давно уже обсуждается возможность создания в одной из этих построек музея военного воздухоплавания имени генерал-лейтенанта А. М. Кованько. Но дальше слов дело пока не идет. Пока же раздел, посвященный Кованько, есть в музее Университета гражданской авиации. Среди его экспонатов – подлинные предметы из квартиры Кованько: столик, кресло, фотографии...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook