Пушки с Валаама. История двухорудийной береговой батареи

Летом прошлого года братия Валаамского монастыря обратила внимание на следы фортификационных сооружений, сохранившиеся в лесу на Поповой горе. Как рассказывает историк блокады Николай Гущенский, когда он увидел снимки, сделанные на острове, сомнений не оставалось: на них было запечатлено то, что осталось от одного из орудийных двориков советской 120‑мм морской батареи. В боевых действиях ей участвовать не довелось, однако интересен сам факт подготовки к обороне Ленинграда на дальних рубежах.

Пушки с Валаама. История двухорудийной береговой батареи | ФОТО Полина АКИМОВА

ФОТО Полина АКИМОВА

— Бывая на Валааме, я тоже искал эту батарею, но безуспешно, — говорит Гущенский. — Думал, что ее следы потеряны навсегда. Теперь же уверен: ее просто установили не совсем там, где наметил штаб Ладожской военной флотилии: не на Феодоровской горе, а на Поповой — по соседству. И это место действительно было более удачным для защиты северных морских подступов к Валааму: ближе к воде, лучше обзор…

Материалы Центрального Военно-морского архива Минобороны РФ, изученные Гущенским, свидетельствуют, что сооружение двухорудийной​ береговой батареи на Валааме началось «по спецзаданию штаба Морской обороны Ленинграда и озерного района», выданному спустя ровно месяц после начала войны — 22 июля 1941 года.

Со складов Краснознаменного Балтийского флота для Валаама выделили два 120‑мм орудия производства Обуховского завода с номерами стволов 67 и 82. Баржа с ними на борту вышла из Ленинграда 26 июля 1941 года. На следующий день находившийся на острове техник-фортификатор инженерного отдела КБФ Борис Рябов получил приказ установить на острове 120‑мм батарею. Спустя неделю в помощь к нему прибыли артиллерист и инженер-строитель инженерного отдела КБФ, поскольку параллельно на Валааме разворачивалось строительство двух 45‑мм батарей.

120‑мм батарею на Поповой горе (в документах моряков гора была обозначена ​Федоровской, а также высотой 42)​ передали в эксплуатацию Ладожской военной флотилии 18 августа 1941 года. Командиром батареи был назначен призванный из запаса старший лейтенант Сергей Потехин. Из Ленинграда на нее было завезено 900 фугасных снарядов.

На Валааме было сформировано два дивизиона — береговой артиллерии и зенитной артиллерии. Между тем оперативная ситуация складывалась таким образом, что остров фактически оказывался в тылу наступавших финских войск. Поскольку сухопутный фронт по обе стороны Ладожского озера продвинулся уже далеко на юг, 12 сентября 1941 года главнокомандующий Северо-Западным направлением маршал Климент Ворошилов приказал эвакуировать в Осиновец гарнизоны островов Коневец, Валаам, Крестовый и других.

Из-за штормов эвакуацию с Валаама удалось начать лишь 19 сентября. В рапорте командующего Ладожской военной флотилии контр-адмирала Б. В. Хорошхина главкому КБФ вице-адмиралу В. Ф. Трибуцу от 1 октября 1941 года говорилось: «Снятие и погрузка 120‑мм пушек заняли 3‑е суток, причем их тащили три единственных трактора и не могли вытянуть на торфяных участках дороги. Видя, что сроки прибытия срываются, и имея категорическое приказание вести бригаду на выручку Ленинграда, я посоветовался с генерал-майором Ненашевым, начальником артиллерии, после чего, учитывая изношенность орудий, решили орудия без замков не оставлять, а уничтожить. Генерал-майор Ненашев и начальник артиллерии лично ездили уничтожать орудия…».

Аналогичная 120‑мм батарея стояла также на острове Коневец.​ Эвакуация гарнизона с него проводилась 22 – 24 сентября под огнем противника. Орудия удалось эвакуировать в Осиновец.

Ранее мы сообщали, как в Петрограде появился новый тип «демократического» и «пролетарского» театра, а также писали про историю создания кинокомедии «Знойный принц».


#Валаам #пушки #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (7715) от 30.07.2024 под заголовком «Пушки с Валаама».


Комментарии