Пунш гардемаринам. Экспедиция на «Фениксе» должна была стать полноценной морской практикой

Историк флота Феодосий Веселаго впоследствии назвал это плавание «особенно замечательным». Ведь среди двенадцати специально отобранных для него лучших воспитанников Морского кадетского корпуса были будущие флотоводец Павел Нахимов, лексикограф Владимир Даль, исследователь Антарктиды Павел Новосильский, земский деятель Александр Рыкачев… Подробности экспедиции сохранились в материалах Российского государственного архива Военно-морского флота.

Пунш гардемаринам. Экспедиция на «Фениксе» должна была стать полноценной морской практикой | ФОТО Annie Spratt on Unsplash

ФОТО Annie Spratt on Unsplash

Экспедиция стартовала в конце мая 1817 года с кронштадтского рейда на одном из лучших кораблей Балтийского флота — быстроходном бриге «Феникс». Команда составляла около полутора сотен человек, а кадетам была поставлена особая задача: лично познакомиться со всем, «что заслуживало внимания» в столицах Швеции и Дании, и самим достойно представить настоящее и будущее российского Военно-морского флота. Таким образом Морское министерство решило ответить на состоявшийся годом ранее визит шведских гардемаринов в столицу Российской империи.

Начальство Морского корпуса особо озаботилось надлежащей экипировкой участников экспедиции. «Все сии гардемарины снабжены каждый двумя куртками и галстуками, брюками суконными — одними, летними — тремя, кивером, тесаком, фуражкою, шинелью», — сообщал директор корпуса Петр Карцов главному командиру Кронштадтского порта Федору фон Моллеру. Молодым людям выдали также по три пары сапог на каждого в расчете на постоянное поддержание «парадного» вида обуви.

Руководителем плавания был 32‑летний лейтенант князь Сергей Ширинский-Шихматов — поэт и писатель, действительный член Российской академии, за литературные труды удостоившийся от императора Александра I пожизненной пенсии в 1500 рублей. Он пользовался любовью и уважением воспитанников.

В соответствии с предписаниями Морского министерства, плавание должно было стать полноценной учебной практикой. На протяжении нескольких месяцев гардемаринов обучали управлять судном, прокладывать курс по карте, они занимались «матроской работой», изучали парусную оснастку, несли вахтенную службу…

В свободные часы Ширинский-Шихматов занимал своих подопечных переводами с иностранных языков, а также ведением журналов, в которых каждый должен был, в меру литературных способностей и наблюдательности, описывать все происходящее с судном и увиденное в различных портах.

Участники плавания, в силу своего юного возраста, отнеслись к нему легко и весело. Для них это было настоящее морское приключение, с обилием ярких впечатлений, романтики, а порой просто безрассудного баловства. Дмитрий Завалишин вспоминал, что гардемарины любили спускаться по снастям головой вниз, другой забавой была пробежка по борту вокруг судна с риском упасть в воду или на палубу.

Главное, чем были озабочены озорники, — не попасться на глаза Ширинскому-Шихматову. Иногда это приводило к трагикомическим ситуациям, как в случае с Павлом Нахимовым.

«При крике «Князь идет!» он хотел соскочить на палубу, но, зацепившись ногой за веревку, упал, рассекши подбородок о железное кольцо, вбитое в палубу, и закричавши: «Братцы, не сказывайте князю!», когда тот стоял уже за ним и все видел», — вспоминал Завалишин.

Другой проказник, Александр Рыкачев, попался наставнику в тот момент, когда, подобно циркачу, переходил с одной мачты на другую по натянутой веревке и, внезапно оступившись, повис на одной руке. В результате пришлось «подвести под него беседку и долго оттирать руку спиртом, чтобы иметь возможность разжать ее»…

После посещения портов на Балтике (Роченсальма, Свеаборга и Риги) в июле 1817 года бриг «Феникс» прибыл в столицу Швеции. Российский посол в Стокгольме Петр Сухтелен, пользуясь связями при дворе, представил гардемаринов членам королевской семьи: кронпринцу Карлу Юхану, будущему основателю династии Бернадотов (знаменитому маршалу наполеоновских войск), и его сыну Оскару.

«Он весьма ласково обошелся с нами и велел подать самого слабого пуншу или, лучше сказать, лимонаду», — зафиксировал в дневном журнале будущий этнограф Владимир Даль. А вот Дмитрию Завалишину запомнилось, что пунш оказался крепким настолько, что сопровождающий юношей князь Ширинский-Шихматов вынужден был на непонятном для августейших хозяев русском языке предупредить: «Не пейте, друзья мои, очень крепко»…

Гардемарины посетили главную базу шведского военно-морского флота в Карлскруне. «Корабли шведские, не только по моему мнению, но и по мнению людей, знающих хорошо кораблестроение, на вид безобразны и некрасивы», — поделился впечатлениями Владимир Даль и добавил, что местный артиллерийский арсенал «несравненно хуже кронштадтского».

После этого бриг «Феникс» взял курс на Копенгаген. От имени короля Фредерика VI, отсутствовавшего в городе, приемом и угощением гардемаринов занимался директор Морского кадетского корпуса контр-адмирал Ханс Кристиан Снидорф. «Сей летами и знаниями почтенный муж», как характеризовал его князь Ширинский-Шихматов, лично знакомил юных моряков с датской столицей, приглашал на балы и в театр, где для них открывали королевскую ложу.

«Под предлогом доставить удовольствие нам, веселился и весь город», — отмечал в мемуарах Завалишин. Среди прочего для петербуржцев устраивали поездки в загородные дворцы и замки, сопровождавшиеся пикниками и танцами. Посетили они и прославленный Шекспиром замок Эльсинор и «останавливались пить чай на месте, где являлась Гамлету тень отца его»…

В начале сентября 1817 года приказом по Морскому кадетскому корпусу было объявлено о возвращении 12 гардемаринов из учебного плавания. Дежурному штаб-офицеру предписывалось всех их «числить при Корпусе налицо и включить на порцию».

И пусть не все гардемарины, совершившие путешествие на «Фениксе», в дальнейшем связали судьбу с морем, совершенное ими плавание, несомненно, оставило яркий след в их жизни. Сам бриг в 1825 году из‑за ветхости был разобран, но, в полном соответствии с названием, возродился: тремя годами позже в состав Балтийского флота вошло одноименное судно новой постройки.


#экспедиция #флот #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7492) от 01.09.2023 под заголовком «Пунш гардемаринам».


Комментарии