Прототип Кроншлота

В нынешнем году исполнилось 310 лет со времени начала строительства форта Кроншлот, созданного для защиты города от шведов во время Северной войны и расположенногок югу от Кронштадта. От того форта, петровского, ничего не сохранилось. Как он выглядел, до сих пор остается загадкой.

Прототип Кроншлота | Из фонда отдела эстампов РНБ<br>Гравюра неизвестного немецкого автора «Изображение большого наводненияв Петербурге и Кроншлоте...» XVIII века на самом деле изображает, скорее, абстрактный европейский город.

Из фонда отдела эстампов РНБ
Гравюра неизвестного немецкого автора «Изображение большого наводненияв Петербурге и Кроншлоте...» XVIII века на самом деле изображает, скорее, абстрактный европейский город.

Существует предположение, что у форта Кроншлот был прототип, идею которого Петр I, возможно, позаимствовал во время Великого посольства. Однако сегодня найти этот прототип непросто, поскольку изображений первоначального Кроншлота практически не сохранилось, а перестраивался он неоднократно. Длительные поиски прототипа привели нас к очень любопытной гравюре, которая, конечно же, много раз публиковалась, но с точки зрения изображенного на ней форта никогда не рассматривалась.

Речь идет о гравюре неизвестного немецкого автора с изображением Петербурга, Кроншлота и большого наводнения Невы, относимого к 1721-му или к 1777 году. Надпись на гравюре (в переводе) гласит: «Изображение большого наводнения в Петербурге и Кроншлоте, какие оно погубило здания и суда». Эту гравюру с полным основанием можно отнести к категории «загадочных»: неизвестны ни ее автор, ни время ее создания. Мы не знаем, какому именно наводнению она посвящена. Нет даже уверенности в том, что изображенная местность идентична району Петербурга, Невской губе и долине Невы. Здесь изображен, скорее, средневековый европейский город.

Если принять направление «от зрителя — в даль гравюры» за направление параллели с запада на восток, то штормовой ветер (судя по волнам с «барашками», гюйсу, вымпелам и парусам некоторых судов) оказывается северным, при котором большие наводнения в дельте Невы неизвестны. Светотеневой эффект свидетельствует, что солнце находится к западу от Кроншлота, то есть речь должна идти о вечернем времени суток; наводнения же Невы произошли в дневное (1721 г.) и ночное (1777 г.) время.

Однако если сопоставить изображения Кроншлота на упомянутой гравюре и на памятной медали Ф. Г. Мюллера в память сооружения форта (из собрания Государственного Эрмитажа), то сходство несомненно. Правда, Мюллер, мастер европейского уровня, никогда не был в России, и в его распоряжении были исключительно гравюры.

Поиски прототипа привели нас к нескольким историческим свидетельствам: барона Генриха Гюйссена и князя А. Д. Кантемира. Оба пишут о прототипах Кроншлота. Первый упоминает замок Святого ангела в Риме, второй — форт «Висмар» в Германии.

Барон Генрих Гюйссен в «Журнале Государя Петра I...», изданном в 1787 году, описывает Кроншлот как крепость, «которая построена вкруг подобием англинскому замку в Риме, но из древа со многими камни на подошве. Сия крепость Кроншлот имеет два ряда один на другом для ставления пушек, чтоб неприятельские корабли не допускать ни с которой стороны». Там же указан поперечник крепости — «40 косых сажен». По предположению доктора исторических наук профессора П. А. Кротова, «40 косых сажен» характеризуют размер искусственной отмели, на которой сооружен форт.

8Prototip-25.jpgОписание Кроншлота можно встретить у Обри де ла Мотрэ — французского дворянина-гугенота, известного своими путешествиями по Европе в первой половине XVIII века. В 1726 году он прибыл в Петербург, где написал и позже, в 1732 году, опубликовал свое «Путешествие...». По словам де ла Мотрэ, Кроншлот построен «...на песчаной отмели, увеличенной сильным течением, и неудивительно, если очертания отмели прежде изображали иными...».

Датский пастор Педер фон Хавен, предпринявший путешествие по России в 1736 — 1739 годах и оставивший об этом записки, отмечал, что крепость Кроншлот «...стоит на песчаной отмели, размеры которой каждый год увеличиваются или уменьшаются наносимым рекой Невой песком».

Обри де ла Мотрэ отметил также, что «Петр I, стремившийся перенимать и вводить в своей империи все имевшееся где-либо лучшее и полезное, что он видел и о чем слышал, достал план венецианского Адмиралтейства с чертежами судов и галер, какие там строят». Именно эта характерная и широко известная черта Петра I, а также существующая версия о его тайном посещении Венеции (вместе с А. Д. Меншиковым) и, возможно, Рима, свидетельствуют в пользу предположения о существовании прототипа Кроншлота, с которым Петр I или его приближенные могли ознакомиться во время Великого посольства.

Об одном из таких прототипов сообщал князь А. Д. Кантемир в 1738 году в своем описании Кроншлота: «Она устроена по образцу столь некогда превосходной морской крепости Wallfisch, стоявшей в гавани Висмара, и окружена очень толстой четырехугольной каменной стеной, фланкированной четырьмя бастионами и уставленной очень многочисленными пушками. Самый нижний их ряд расположен по кругу так, что они могут палить над самой водой и обстреливать утку, не говоря уже о шлюпке. Внутри стоит очень толстая каменная башня в три этажа. Эти этажи имеют вокруг множество бойниц и тоже снабжены достаточным числом пушек. Наверху развевается российский морской флаг...».

Итак, какой же прототип был действительно взят за основу крепости Кроншлот: замок Святого ангела в Риме или форт «Висмар» в Германии? Нам ближе точка зрения Кантемира — вариант Гюйссена менее правдоподобен. Естественно, было бы интересно изучить и другие версии относительно прототипа Кроншлота. Но пока их попросту нет.

Владимир БОГДАНОВ,
член-корреспондент Метрологической академии РФ;

Татьяна МАЛОВА,
научный сотрудник СПб филиала Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5340) от 14.11.2014.


Комментарии