Имени землевладельца. Разгадана загадка проспекта Шадрина в Петербурге

Похоже, одной загадкой стало меньше. Если раньше про название проспекта Шадрина, существовавшего когда-то близ Политехнического института, в Топонимической энциклопедии говорилось, что оно «происходит, вероятно, от фамилии домовладельца», то теперь можно уверенно сказать: да, это именно так.

Имени землевладельца. Разгадана загадка проспекта Шадрина в Петербурге | Семейство Шадриных у своего дома в Лесном. Фото начала ХХ века. Из фонда музея «Лесное: из прошлого в будущее» ДДТ «Союз»

Семейство Шадриных у своего дома в Лесном. Фото начала ХХ века. Из фонда музея «Лесное: из прошлого в будущее» ДДТ «Союз»

Уточнить этот факт смогли сотрудники музея «Лесное: из прошлого в будущее», изучая родословные жителей бывшего предместья к северу от Петербурга. Музей, действующий в рамках дома детского творчества «Союз» на пр. Раевского, недавно отметил свое десятилетие.

Проспект Шадрина на самом деле был небольшим проездом. Он существовал с начала ХХ века между «Сосновкой» и фермой Бенуа и исчез в ходе жилищного строительства 1960-х годов.

- Мой прадед Михаил Шадрин в начале ХХ века, в пору «дачной лихорадки», купил здесь земельные участки и построил несколько домов. По его фамилии и стали называть проспект. Подобная практика возникновения наименований в окрестностях города в ту пору была совершенно обычной, - рассказала инженер Людмила Михайловна Лантш, много лет трудившаяся в Центральном котлотурбинном институте.

Кстати, параллельно проспекту Шадрина проходил проспект Сегаля, названный по фамилии еще одного местного землевладельца, купца 2-й гильдии, а также проспект Карла и Эмилии, получивший свое имя в память героев знаменитой романтической легенды о влюбленных, не посмевших нарушить родительский запрет на брак и в отчаянии решивших навеки соединиться на небесах. Неподалеку находился памятник на их могиле, служивший местом паломничества влюбленных...

Увы, в семейном архиве Людмилы Лантш не сохранилось ничего, касающегося Михаила Шадрина: ни одной его фотографии, ни одного документа. Человеком он был небедным, поскольку кроме земель в Лесном владел еще и доходным домом в центре города - на нынешнем проспекте Бакунина. А вот ребенок в семье был только один - дочь Валентина. Она вышла замуж за инженера Павла Франциевича Лантша. Взяла его фамилию, так что линия Шадриных пресеклась.

В семействе были двое сыновей - Михаил и Евгений.

- Один из них, Михаил Павлович, - мой отец, - поясняет Людмила Михайловна. - До революции он учился в известной немецкой школе Анненшуле, а затем в коммерческом училище в Лесном. Перед Великой Отечественной войной работал в котлотурбинном институте. Затем, будучи в танковом полку, защищал Ленинград, в августе 1944 года был тяжело ранен под Яссами, но вернулся в строй, продолжал сражаться в Венгрии, откуда, кстати, привез мне после войны игрушечный детский сервиз. Победу встретил в Австрии.

Летом 1945-го 6-ю гвардейскую танковую армию, в которой воевал Михаил Лантш, перебросили на разгром Японии. В семейном архиве сохранились его письма того времени из Маньчжурии. В них он подробно описывал свой походный быт, даже начертил план комнаты, в которой жил, и курьеза ради нарисовал, в каком положении он вынужден спать: кровать маленькая, ноги приходится класть на стол...

Жили супруги Лантш в «родовом» шадринском доме близ Политехнического института, разделенном после революции на коммунальные квартиры. По воспоминаниям Людмилы Михайловны, после войны в окнах покосившийся веранды еще сохранялись старинные цветные стеклышки. Дом расселили в начале 1960-х годов, когда началась реконструкция района, и вскоре снесли. Но его место можно определить и сегодня: уцелели лиственница и кедр, которые росли по соседству.

#топонимика #город #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6318) от 09.11.2018 под заголовком «Проспект имени землевладельца».


Комментарии