Как «лесные бродяги» атаковали пригороды Петербурга

«На лоне природы странствуют дети полей, поэтические натуры с котомками, дубинками и отмычкой в кармане. Под каждым кустом им готов и стол, и дом, под каждым деревом ночлег. Днем они ходят по дачам и просят милостыни, высматривая, что плохо лежит». О подобных небезопасных соседях рассказал «Петербургский листок» в июне 1898 года.

Как «лесные бродяги» атаковали пригороды Петербурга | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Как известно, одна из вечных дачных проблем - воровство. Кроме того, в дачных поселках полиция всегда «блистала» своим отсутствием: газеты нередко сообщали о нехватке там стражей порядка.

«Избалованные удобствами столичной жизни, петербуржцы на даче чувствуют себя словно в дикой пустыне или в степях и лесах Америки», - уверяла газета. Поэтому им ничего не оставалось, как стараться умилостивить «лесных бродяг». Обычно им не отказывали в подаянии: «Еще озлобится за отказ и обокрадет ночью». Набрав денег, «бродяги» устраивали свои пикники «с водкой, соленым огурцом и картошкой, испеченной в поле на угольках», и какое-то время не давали о себе знать.

Когда подаяния казалось недостаточно, «бродяги» не брезговали кражами. Так, в июле 1913 года, как указывалось в «Петербургском листке», «в мирном Павловске произошел большой переполох». Пользуясь временным отсутствием жильцов, двое злоумышленников проникли в дом на Ушаковской (ныне Слуцкой) улице, но тут неожиданно вернулся хозяин, столкнувшийся с грабителями лицом к лицу. Один из воров среагировал молниеносно - кинулся с ножом, но споткнулся, и дачник успел выскочить на улицу. Ретировались и грабители.

Наглое вооруженное нападение среди бела дня всполошило местных жителей и представителей власти. По горячим следам был задержан Василий Алексеев, известный полиции под кличкой Васька Цыган. Само собой, в преступлении он не признался и соучастников не выдал, зато при обходе железной дороги была задержана крестьянка Екатерина Ефимова, в чулках у которой были спрятаны сорок серебряных ложек, «а вокруг талии под костюмом было обернуто много материй, дорогих кофточек, юбок и других вещей». Следствие показало, что это имущество было вынесено из другого дома.

«Стратегическим сырьем» для дачников были дрова - упоминание о них встречается в криминальных хрониках. По сравнению с личными вещами выявить принадлежность похищенных дров было сложнее, да и спрос на ценное топливо был устойчивым.

В июне 1909 года газета «Дачник» рассказала о довольно курьезном случае в Парголове. «За последние годы парголовские дачники много терпели от систематических краж, разбоев и грабежей Павла Арсеньева, но вот словно само Провидение поставило точку в его злоумышлениях. В полночь гроза здешних дачников снарядил подводу и направился на присмотренный двор воровать дрова. Наложив полный воз, Арсеньев вдруг почувствовал дурноту, упал с дров и тут же умер».

Подчас неудобства доставляли шайки местных детишек. Так, «Петербургская газета» поведала, что в июле 1913 года в Ораниенбауме стали пропадать абрикосы, сливы, другие плоды и ягоды. Выяснилось, что этим промышляли «не по годам способные ребятишки», которые успешно заметали свои следы. Умелая конспирация долгое время делала «шайку-лейку» неуловимой, но организация развалилась из-за жадности: восьмилетний участник «банды» посчитал себя обойденным при дележе добычи и выдал всех подельников, что называется, с потрохами...

#история #пригороды #разбой

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6254) от 24.08.2018 под заголовком «Проснулись - дров нет!».


Комментарии