Прошение мастера. Как Петр Телушкин исправил шпиль и ангела на колокольне Петропавловского собора
Имя крестьянина Петра Телушкина осталось в истории Петербурга благодаря тому, что осенью 1830 года он выполнил беспримерную работу по исправлению шпиля и ангела на колокольне Петропавловского собора. Однако, судя по документам Российского государственного исторического архива, искренний порыв и смелое усердие Телушкина не нашли понимания у ряда высокопоставленных чиновников.

Петр Телушкин стал персонажем картины Григория Чернецова «Парад 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». /Репродукция. ФОТО автора
Телушкин, казенный крестьянин и кровельный мастер из Даниловского уезда Ярославской губернии, прибыл в Петербург на заработки в марте 1830 года. Как раз в то время в столице планировали ремонт шпиля Петропавловского собора: в результате бури, разыгравшейся годом ранее, он накренился, крест на нем погнулся, была повреждена фигура ангела. Петр Телушкин предложил свою помощь.
В августе он подал петербургскому генерал-губернатору Петру Эссену прошение о дозволении ему исправить «собственным своим коштом» повреждения на шпиле. Необходимые материалы и снасти мастер просил выдать из казны, заверив, что обойдется без строительных лесов, а подниматься будет с помощью веревочных петель. За свой труд он не назначил никакой суммы, оставив это на «благоусмотрение высшего начальства». Желание Телушкина заключалось в том, чтобы его работу оценил лично государь император.
Поскольку ремонтные работы в Петропавловском соборе находились в ведении «духовного начальства», генерал-губернатор направил обращение Петра Телушкина на рассмотрение к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Серафиму. А обер-прокурор Святейшего Синода князь Петр Мещерский обратился к нему же с просьбой дать скорейший отзыв по поводу предложения крестьянина, поскольку тот «повторяет свои о том просьбы».
В октябре митрополит ответил, что предложение крестьянина оставлено «без уважения». Важным обстоятельством было то, что работы по Петропавловскому собору производились исключительно с разрешения императора. К тому же отсутствовало письменное «засвидетельствование» от главного архитектора Петербурга.
Между тем Телушкин не отступал и подал еще одно прошение упомянутому Мещерскому. Уже «не требуя за сие никакого от казны пособия», мастер вызвался исправить все за свой счет. Можно предположить, что, проявляя такую настойчивость, он хотел испытать свои силы в нелегком деле и, в случае успешного его завершения, получить заслуженное вознаграждение, причем непременно от царя.
Главному архитектору Петербурга Петру Филиппову поручили уточнить характер повреждений. Обследовав шпиль «чрез телескоп», он подтвердил, что «на кресте стоящий ангел опустился и вероятно от того, что шар над ним протерся». Согласно указаниям архитектора, ангела полагалось снять, исправить имеющиеся у него повреждения, «на шар сделать медную вызолоченную шапку», затем фигуру ангела поднять на свое место и установить «на стальном стержне». Что, собственно говоря, Петр Телушкин затем и выполнил.
В архивном деле имеется написанная его рукой записка, в которой он перечислил сделанные работы: «на крест у фигуры, изображающей Ангела исправил опустившееся правое крыло; посредством сделанного мною складного стального болта поднята фигура выше на восемь вершков, четыре аршинные листа вызолочены (через огонь. — М. К.) и шесть таковых же починены и вычищены». Что касается вознаграждения, Телушкин написал: «…чем Его Императорское Величество наградит, тем и доволен».
Бюрократический круговорот между тем набирал обороты. 26 ноября 1830 года Мещерский известил управляющего МВД Федора Энгеля и генерал-губернатора Петербурга Эссена о содержании записки Телушкина, в которой он сообщал о выполнении работ и потраченных им своих деньгах. Удивительно, но даже в конце декабря у руководителей главных ведомств не было четкого понимания, действительно ли Петр Телушкин провел работы и «что именно исправил». В ходе проверок так и не был получен ответ на вопрос, кто же допустил кровельщика до работ. Подвергался сомнению и тот факт, что он отремонтировал все за свой счет.
В дополнение к этому в межведомственной переписке закралось подозрение: не получил ли Телушкин уже какое‑то вознаграждение? Ответов на эти вопросы потребовали от коменданта Петропавловской крепости, обер-полицмейстера Петербурга и главного городского архитектора. В декабре 1830 года Филиппов указал в рапорте, что Телушкин приносил ему одну пробу позолоты и объявил, что «ему уже от высшего начальства приступить к делу разрешено». Филиппов одобрил пробу, констатировал: «было ли на сие разрешение Высшего начальства мне неизвестно».
Архитектор сообщил, что Телушкин по окончании работ подал ему счет на 1471 рубль за потраченные материалы. У Филиппова не было до конца понимания и в вопросе качества произведенных работ. Объяснял он это тем, что кроме одной пробы позолоты Телушкин ему больше ничего не показывал. При этом остроумно заметил, что заверить качество работ сможет только подобный ему смелый мастер.
В марте 1831 года государь потребовал от генерал-губернатора дело об исправлении на шпиле Петропавловского собора креста и ангела. Мещерский решил наконец доложить Николаю I обо всех обстоятельствах этого дела. После чего император повелел выдать Телушкину за исправление креста и ангела три тысячи рублей из сумм Духовного ведомства (Святейшего Синода). Осенью 1831 года Телушкин заявил о своем намерении записаться в купцы…
О проделанной им работе вспомнили спустя два десятка лет, в конце 1852 года, когда стало очевидно, что прогнивший деревянный каркас шпиля необходимо менять.
Обследование поручили архитектору Александру Кудинову. В декабре 1852 года он доложил: еще в 1834 году некий крестьянин Макаров заметил, что «крест на шпиле Петропавловской колокольни стоит непрямо», и просил генерал-губернатора Петербурга разрешить ему сделать ремонт. Однако, как значится в архивном документе, с тех пор Макаров «не лазил к основанию креста, и крест доселе остается в прежнем положении». Так что подвиг Петра Телушкина повторен не был.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7320) от 16.12.2022 под заголовком «Прошение мастера Телушкина».
Материалы рубрики
Звезда Юга. Лев Миронов послужил прототипом для героя повести «Ранчо «Каменный столб»
В Севастополе работает исторический селфи-квест
Один из старейших. Как появился Бумажный канал
Лиговская барахолка. Как проходил «Толкучий торг» в XX веке?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии