Прогресс и излишества. Как в Ленинграде появился выразительный квартал

Эта постройка (Пр. Стачек, 67) удостоилась чести быть упомянутой в постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР от ­­4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем, в частности, говорилось: «По проектам архитектора Каменского на проспекте Стачек в г. Ленинграде за последние годы построены дома с архаичным оформлением фасадов, с тяжелой рустовкой, пилястрами и сложными карнизами…».

Прогресс и излишества. Как в Ленинграде появился выразительный квартал | В этом огромном здании специалисты видят соединение сталинского ампира и элементов архитектуры эпохи Возрождения./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В этом огромном здании специалисты видят соединение сталинского ампира и элементов архитектуры эпохи Возрождения./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

По сути, это даже не дом, а целый квартал, выстроенный полностью в строгих канонах неоклассицизма. Восемь разноэтажных корпусов и 8‑этажная башня, три двора с застройкой по периметру. Весь комплекс имеет единую нумерацию квартир от № 1 до № 717 (из них 287 — это комнаты в общежитии, которое располагается в башне и корпусе вдоль улицы Зайцева).

Застройка здесь была и до войны. К ее началу вдоль проспекта Стачек стояло три деревянных дома и один каменный, возведенный в 1895 году. Деревянные были разобраны на дрова, а каменный в процессе строительства был очень аккуратно встроен в образуемый комплекс.

Дом-квартал был спроектирован в 1950 году по проекту главного архитектора мастерской института «Ленпроект», застраивавшей юго-западную часть города, — Валентина Каменского и его коллеги Галины Ашрапян. В проекте были заложены и прогрессивные для своего времени технологии. К примеру, все корпуса этого комплекса спроектированы с применением типовых секций, впервые в городе на стройке кирпичного здания использовали готовые лестничные марши из железобетона. Было налажено производство терразитовых плит, которыми облицован фасад. Кирпичные карнизы заменили плитами, изготовленными в мас­терских.

Строительство началось в конце 1950 года, а завершилось к концу 1954‑го. На конкурсе лучших зданий, выстроенных в РСФСР в 1952 году, комплекс зданий на проспекте Стачек, 67, был удостоен второй премии. Но самое интересное было еще впереди. Настоящей жемчужиной всего комплекса стал сквер у пересечения улицы Зайцева и проспекта Стачек. В нем много лет спустя, в 2013‑м, установили памятник Герою Советского Союза Александру Маринеско.

Стачек2_Г.jpg
Кованые фонари в арках были возрождены реставраторами несколько лет назад. Оригиналы со временем пострадали от коррозии и восстановлению не подлежали. Потребовалось выполнить точные копии. / ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Над этим сквером асимметрично (в южном углу) возвышается 9‑этажная башня с весьма монументальным завершением. Оно смотрится очень выразительно, хоть и непонятно, зачем подобные почести обычному жилому дому. Тем не менее башня, безусловно, придала черты индивидуальности всему району Автова.

Прием такого же архитектурного оформления углового здания со сквером и башней можно увидеть и в более ранней работе Каменского — доме № 37 на Московском проспекте. Такой же прием в 1951 – 1952 годах Каменский применил и при проектировании домов № 26 – 28 по проспекту Стачек. Обязательным элементом во всех трех случаях является арка, ведущая во двор в месте изгиба корпуса. И во всех трех постройках ее украшает кованая ограда с ажурным рисунком.

Этот прием, казалось бы, элементарный, но крайне выразительный, архитекторы не применяли ни до революции, ни в межвоенное время. Только Каменскому удалось его реализовать, причем в нашем городе трижды! Сказались, безусловно, его авторитет и чрезвычайная работоспособность, которые помогли ему как стать главным архитектором города, так и оставаться им двадцать лет — дольше, чем все архитекторы в этом звании (или его аналогах в дореволюционное время).

Завершая разговор о башне, стоит также упомянуть тот факт, что за «высоту» и излишества приходилось зачастую расплачиваться внутренней планировкой. Каменский с Ашрапян спроектировали часть здания (по улице Зайцева) и саму башню как общежитие для работников судостроительной верфи им. Жданова (ныне «Северная ­верфь»).

Весь комплекс богато украшен лепниной. И хотя дворовые фасады не имеют детальной обработки (кроме двухцветного решения), тем не менее все арки комплекса имеют кессонированные своды с розетками — подобно римскому Пантеону. А арка с воротами у башни — даже декоративный чугунный фонарь высокой художественной работы.

Нельзя не отметить северный двор. Там расположена кованая, на кирпичном основании, ограда с растительным рисунком. В ней также устроены ворота с решеткой, увенчанной чугунной композицией, имитирующей фонтанные брызги. И неспрос­та: именно в этом дворе в 1953 году был устроен благородных пропорций фонтан — с круглой чашей и вазой. Борта чаши тоже украшала маленькая металлическая оградка, по рисунку напоминающая волны.

В 1980‑х годах мне довелось жить в здании напротив. Хорошо помню, что детская площадка в центральном дворе дома-квартала была одной из лучших в Автове и представляла собой крепость с каменными и металлическими конструкциями. Настоящая сказка для детей! Она была под стать всему жилому комплексу — замкнутому, с башней, обелисками, арками и воротами…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #здания #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7281) от 21.10.2022 под заголовком «Прогресс и излишества».


Комментарии