«Призываю на Вас всю полноту благ»: как поздравляли своих близких и друзей классики
В конце декабря 1843 года Федор Михайлович Достоевский писал своей младшей сестре Варваре Михайловне Карепиной: «…Желаю тебе счастия большего и большего, добренькая сестрица. Желаю счастия и здоровья и малюткам твоим. Пусть вырастут тебе на радость и утеху. Искреннее желание мое прими, а за видимую холодность (молчание) не сердись…».
ФОТО Chris Chow on Unsplash
Варвара в апреле 1840 года вышла замуж за правителя канцелярии Московского военного генерал-губернатора Петра Андреевича Карепина, а спустя десять лет овдовела. Дочь писателя Любовь Федоровна Достоевская вспоминала, что «тетка Варвара» отличалась «патологической скупостью», хотя после смерти мужа ей досталось несколько его доходных домов в Москве, которые приносили ей неплохие деньги…
А вот — строки из письма Льва Толстого своей тетушке, Татьяне Ергольской. Лев Николаевич поздравлял ее с новым, 1852-м, годом из Тифлиса: «Прощайте, дорогая и добрая тетенька, тысячу раз целую ваши руки, еще раз поздравляю вас с новым годом, желая вам не счастья (слово «счастье» ничего не значит), а желаю, чтобы наступивший год принес вам не новые горести, а, напротив, такие утешения, которых вы еще не испытывали. Главное же, чтобы вы были здоровы и чтобы ничто вас не тревожило и не волновало. Бог знает, буду ли я иметь счастье вас видеть в этом году. Мне может помешать служба и денежные дела…».
Толстой считал Татьяну Александровну самым близким для себя человеком после отца и матери. Именно в письмах к Ергольской Толстой впервые упоминал о работе над своими первыми художественными произведениями, она же стала первой собирательницей и хранительницей его бумаг…
Как известно, многолетняя дружба связывала Илью Ефимовича Репина с критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Художник исполнил около двух десятков живописных и графических портретов Стасова. Тот в свою очередь называл художника «Самсоном русской живописи».
1 января 1873 года Стасову художник адресовал такие слова: «Поздравляем Вас с Новым годом! И с днем рождения, который случится завтра. А главное — будьте здоровы! У меня есть к Вам одно дело: мне Третьяков заказывает написать портрет М. И. Глинки; разумеется, я этому заказу рад, потому что очень люблю М. И. Портрет должен быть и картиной и характеристикой лица, а потому я не могу тут обойтись без Вас: посоветуйте и снабдите материалами, которыми Вы обладаете, к моему утешению».
Кстати, это был один из первых заказов, сделанных Павлом Третьяковым Репину. Однако он был выполнен не сразу. Портрет, созданный только в 1887 году, получил название «М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», ныне он хранится в Государственной Третьяковской галерее…
Петр Ильич Чайковский 2 января 1880 года писал Надежде фон Мекк, покровительнице искусств, поддерживавшей его с 1877 года солидным пособием шесть тысяч рублей в год: «Мысленно я пожелал вам, дорогой мой друг, всяких земных благ: во‑первых, конечно, здоровья; во‑вторых, успеха в Ваших делах и в особенности, чтобы Ваше… хозяйство наконец стало на твердую ногу; в‑третьих, в случае путешествия за границу, чтобы на сей раз Вы избегли всяких неприятностей и невзгод; в‑четвертых, чтобы были счастливы и довольны все близкие Вашему сердцу… Надежда Филаретовна! Призываю на Вас всю полноту благ, какие только возможны на земле».
Яркое «новогодне-рождественское» эпистолярное наследие оставил Антон Павлович Чехов. В начале января 1889 года он сообщал своему старшему брату Александру: «Велемудрый государь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом, с новым счастьем. Желаю тебе выиграть 200 тысяч и стать действительным статским советником, а наипаче всего здравствовать и иметь хлеб наш насущный в достаточном для такого обжоры, как ты, количестве… Вся фамилия кланяется».
Сохранилась переписка между Антоном Чеховым и издателем Алексеем Сергеевичем Сувориным, выпускавшим газету «Новое время». Они познакомились зимой 1885 года, когда молодой писатель впервые приехал в Петербург и был радушно принят в литературных кругах столицы. По-видимому, тогда же Суворин предложил писателю достойный гонорар и возможность печатать рассказы без всяких построчных ограничений, под настоящей фамилией. По словам самого Антона Павловича, начав работать в «Новом времени», он «почувствовал себя в Калифорнии», о чем с благодарностью сообщал Суворину…
Свое длинное письмо Суворину от 23 декабря 1888 года Антон Чехов завершал словами: «Это письмо Вы получите в первый день Рождества. Значит, с праздником Вас поздравляю. Отдыхайте. Сестра кланяется Вам, Анне Ивановне и детям. Я тоже низко кланяюсь и пребываю скучающим».
Через неделю Чехов отправил Суворину еще одно послание. В нем сообщал о текущих литературных, театральных и драматургических делах, а в конце добавлял: «Ах, да и утомил же я Вас этим письмом! Шабаш, баста! Поздравляю Вас с Новым годом! Ура-а-а-а! Счастливцы, Вы будете пить или уже пили настоящее шампанское, а я бурду! Сестра больна. Ломота, высокая температура, голова болит и проч. То же самое и у кухарки. Обе лежат. Боюсь, что тиф. Простите, голубчик, за отчаянно длинное, докучливое письмо. Кланяюсь всем Вашим, а у Анны Ивановны целую руку. Будьте здоровы».
Читайте также:
О запахах и звуках: портрет зимнего Петербурга XIX века в гравюре
Где учился Чигорин и конфликтовал Ушинский: история Гатчинского сиротского института
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (8065) от 26.12.2025 под заголовком ««Призываю на Вас всю полноту благ…»».





Комментарии