Призыв с тарелки

Декоративная фарфоровая тарелка с лозунгом «Кто не с нами, тот против нас» - характерный образец советского агитационного фарфора времен революции и Гражданской войны. Его создатель - известный график, живописец и керамист Сергей Чехонин, до революции - участник объединения «Мир искусства».

Призыв с тарелки | Из фондов Музея политической истории России

Из фондов Музея политической истории России

В своих агитационных произведениях, которые изготовлялись на Государственном фарфоровом заводе (до 1918 года - Императорском), Чехонин широко использовал лозунги, рекомендованные принятым в 1918 году по инициативе Ленина планом монументальной пропаганды. Этот лозунг, «Кто не с нами, тот против нас», был одним из них. Авторство его нередко приписывают Ленину, но на самом деле оно принадлежало немецкому философу XIX века Максу Штирнеру. Эти слова можно найти в его работе «Единственный и его достояние».

Впрочем, Штирнер тоже не был оригинален. Пытаясь докопаться до истоков, историки обратили внимание, что похожее изречение есть в Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23): «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Что же касается Ленина, то он действительно использовал эту фразу, причем не раз. Как подсказал доктор исторических наук Владлен Измозик, есть она, например, в «Докладе о задачах профессиональных союзов в связи с мобилизацией на Восточный фронт», произнесенном 11 апреля 1919 года. «Мы говорим: мы воюем, мы отдаем последние силы, мы считаем эту войну (Гражданскую. - Ред.) единственно справедливой и законной войной. Мы зажгли социализм у себя и во всем мире. Кто хоть сколько-нибудь мешает этой борьбе, с тем мы боремся без пощады. Кто не с нами, тот против нас», - заявил вождь мировой революции.

Максим Горький в своем очерке «В. И. Ленин» упомянул, что Ильич в разговоре с ним тоже обронил такие слова. А дальше добавил: «Люди, независимые от истории, - фантазия. Если допустить, что когда-то такие люди были, то сейчас их нет, не может быть. Они никому не нужны. Все, до последнего человека, втянуты в круговорот действительности, запутанной, как она еще никогда не запутывалась».

Использовал крылатое выражение и Сталин в своей публицистике. Например, в работе «Современный момент и объединительный съезд рабочей партии», опубликованной в 1906 году в Тифлисе на грузинском языке. «Одно из двух; либо победа революции и самодержавие народа, либо победа контрреволюции и царское самодержавие, - говорилось в статье Сталина. - Кто садится меж двух стульев, тот предает революцию. Кто не с нами, тот против нас!».

Действительно, письменному стилю Сталина, в свое время, как известно, обучавшегося в семинарии, были свойственны библейские аллюзии. Впоследствии эти смыслы были переведены в другую плоскость: стали лозунгами для всей страны. В 1930-х годах лозунг «Кто не с нами, тот против нас» употреблялся повсеместно с самых разных трибун...

Кстати, как отмечает Владлен Измозик, впервые привычный для коммунистов лозунг изменил венгерский руководитель Янош Кадар после будапештских событий октября-ноября 1956 года: «Кто не против нас, тот с нами». Тогда это означало курс на примирение с противниками.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5841) от 30.11.2016.


Комментарии